Внутренний конфликт.

мальчик злиться

По данным  многих  авторов,  основную  роль  в этиоптогенезе  невроза  играет  внутренний  конфликт, который  представляет  собой   несовместимость, столкновение противоречивых  отношений  личности.  Первые  пробы  понять  психологическое содержание  внутреннего  конфликта  принадлежит психоаналитикам. Именно  Фрейд  первым            рассматривал  невроз,  как  страдание противоречивого  развития  личности.  Невротический  конфликт  возникает,  когда  стремление  к          безопасности  противоречит  стремлению  к  удовлетворению   желаний,  и  тогда  с  целью  решения  конфликта  вырабатывается  определенная  стратегия  поведения.  Двойственность  или  противоречивость  мотивации,  что   способствует  внутреннему  конфликту,  подчеркивается и тем, что  с      одной  стороны ребенок  желает независимости; с  другой  стороны – хочет  избежать  независимости,  потому, что  она  приведет к отчуждению.     Отчуждение  личности  от  «самости» (самый центр  сознательного и бессознательного),  перевес  в  ней  идеализированного  «Я»,  что    является продуктом  иррационального  представления  индивида.

Переживания  при  внутреннем  конфликте   становятся  болезненными,  если  занимают  центральное   или,  по крайней мере,  значимое  место  в  системе  отношений  личности ребенка  и  действительности.  Их  значимость  —  условие   аффективного  напряжения  и  аффективной реакции. Условно   внутренний  конфликт    можно  разделить  на   конфликт  интересов (предпочтений),  потребностей,  возможностей  и  влечений. Конфликт  интересов   часто  представлен  ситуацией, когда  родители  не   учитывают  половых предпочтений  детей,  воспитывая  их, как  «бесполых  существ»,  или   же   девочку  как  ожидаемого ранее  мальчика, и  наоборот.   Конфликт  интересов  часто  дополняется  конфликтом  возможностей,  в   котором  задействованы  способности  ребенка  к  определенному  виду  деятельности.  Типичным  примером этого  может быть неудовлетворение  родителей-инженеров   или   физиков  тем,  что  ребенок — гуманитарий  проявляет  интерес только  к  филологии  или  истории.  Примерами   конфликта  интересов    могут  быть конфликты  самоутверждения,  признания,  защиты  единства — Я.  Характерным  при  неврозах  есть конфликт  влечений,  который  заключается  в  столкновении  у   подростков  сексуального  влечения   с   моральными   нормами  и  ограничениями.

Динамику      внутреннего  конфликта  можно   представить  таким образом:

1) наличие   психотравмирующих   жизненных  обстоятельств  или   событий;                                                                   

 2) трудность,  невозможность  их  решения  силами   ребенка, что  приводит  к  хроническому   ощущению   усталости   и   напряжения; 

3) столкновение   противоположно  направленных  мотивов,   желаний,  устремлений,   что  порождает   эффект   фрустрации,   внутреннего    беспокойства;

4) появление  чувства  неудовлетворенности   собой,  усиление беспокойства   и  аффективной  напряженности;                                                 

5) неустойчивость  самооценки,  в  основном  ее  понижение, пессимистичность перспективы;

6) колебание  в принятии  решений,  неуверенность  в  себе;                                    

7) повышение  чувствительности,  в   виде  непереносимости  определенных  жизненных  обстоятельств  и  событий,   или   аффективно  заостренного  типа  реагирования.

Если   первый  и  второй   пункты  рассматриваемой   динамики внутреннего  конфликта   означают   стресс,  то  начиная  с   третьего пункта – фрустрации, — он превращается   в   дистресс – более-менее  стойкое  эмоциональное  расстройство. Сам  ребенок  не  может  выйти  из  этого  состояния,  поскольку  не  устраняются   психотравмирующие  условия  жизни, и  в  нем  нет  достаточного  жизненного  опыта.  Вместе  с тем,  нарастающий   аффект,  как    производное  переживаний,  блокирует  решения  и  способность  переносить  аналогичные  переживания  в   дальнейшем

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.