Виктор Франкл или Идеи о том, как поговорить о смысле жизни с детьми.

Виктор Франкл или Идеи о том, как поговорить о смысле жизни с детьми.

В.Франкл


Я видел смысл своей жизни в том,
чтобы помогать другим увидеть смысл
в своей жизни.

Биография Виктора Эмиль Франкла

Виктор Эмиль Франкл (1905-1997) – всемирно известный австрийский психолог и психиатр, создатель так называемой Третьей Венской школы психотерапии.

Виктор Франкл родился в Вене в семье еврейского происхождения в очень сложное время гонений и уничтожений евреев как нации, но интерес к психологии, который появился у молодого юноши, предрешил его судьбу.

С 1923 года Франкл учится в Венском университете, особенно его интересовало изучение психологии депрессий и самоубийств. В это время он знакомится с Зигмундом Фрейдом и сотрудничает с Альфредом Адлером, но вскоре понимает, что это не то и отходит от психоанализа.

 Так, в 1933-1937 годах он стал главой так называемого «павильона самоубийц». За время его работы в клинике более 30 тысяч женщин, склонных к суициду, были его пациентками.

Во время Второй мировой посол США пригласил Франкла на работу в Америку, но тот отказался, в надежде спасти родителей от концлагеря, но уже в 1942 году он сам вместе с семьей оказался там.

Виктор Франкл или Идеи о том, как поговорить о смысле жизни с детьми.

Виктор Франкл

Именно пребывание в концлагере, его тайная психологическая помощь и поддержка заключенным, опыт, приобретенный за это время, стали основой для создания нового вида экзистенциональной психотерапии – логотерапии.

Изучая экзистенциальный подход, Виктор Франкл сделал вывод, что главной причиной стресса и подавленного состояния для человека является отсутствие смысла в жизни.

Согласно концепции логотерапии, поведением человека движет желание найти ответ на вопрос о смысле жизни и ответить на него своими собственными поступками. Это осознание пациентом ответственности за результат поиска и реализации найденного смысла в любой жизненной ситуации.

Человеческие ценности.

Виктор Франкл разделяет человеческие ценности на 3 класса:

  • — ценности творчества (главным является труд);
  • — ценности переживания (любовь, сострадание и т.д.);
  • — ценности отношения (как человек себя позиционирует в критической ситуации, которую не изменить).

Кажется, что все это – сложные материи, которые волнуют только высоколобых интеллектуалов. Но мы так не думаем!

На примере жизни и философии Виктора Франкла можно проводить с детьми беседы о самых важных вещах в жизни.

Мы убеждены в том, что с детьми можно и нужно говорить о сложных вещах.

Важно объяснить детям значение вечных ценностей, о том, что именно они делают жизнь человека осмысленной.

И очень здорово, когда можно поговорить о довольно-таки абстрактных вещах на примере реально существовавшего человека.

Беседы с ребёнком.

Конечно, стоит подойти к таким разговорам осознанно и вовремя.

Считается, что абстрактное мышление начинает формироваться у детей лет в 6-7.

Конечно, все индивидуально, но это приблизительно тот возраст, когда можно начинать обсуждать с ребенком абстрактные категории. Обратите внимание на то, что при обсуждении «неудобных» тем, таких, как, например, смерть, не надо заходить слишком далеко.

Не надо лгать, но и с горящими глазами проповедовать тщету всего сущего тоже не стоит. Очень часто ребенок удовлетворяется частичным ответом на вопрос. Не надо искусственно углублять тему. Постарайтесь прочувствовать ту грань, за которую пока не стоит идти.

Если Вы проводите беседу с ребенком и употребляете слово «духовный», то не забывайте сами и разъясните ребенку, что это слово имеет не только религиозное значение, а скорее личное измерение существования. Например, если человек озабочен исключительно ценностью собственной жизни, он может переживать духовное несчастье.

Также на основе работ Виктора Франкла можно разъяснить детям, например, что совесть – это орган, который помогает определить, какой из всех смыслов в данной ситуации для человека является истинным.

Но что ответить на вопрос ребенка: «В чем смысл жизни»?

Необходимо донести до детей то, что смысл каждого из нас уникальный и осуществить его можем только мы сами и никто другой, что личное отношение к ценностям должно быть только искренним.

Стремление к смыслу — главная сила жизни человека. Важно акцентировать внимание ребенка на том, что смысл жизни именно сейчас, в данный момент намного важнее смысла жизни вообще.

Ребенок должен не просто понимать, что смысл жизни существует, он должен быть уверен в этом. Это будет служить стимулом для его поиска и реализации в дальнейшем. И ни в коем случае ребенок не должен утратить сознания ценности смысла жизни, иначе его может преследовать ощущение внутренней пустоты.

Рекомендуем всем родителям ознакомиться с трудами Франкла и биографией этого уникального человека. И не исключено, что после этого, отвечать на трудные вопросы Ваших малышей станет чуточку легче!

Некоторые из книг Виктора Франкла на русском языке.

Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. — С. 239. — ISBN 978-5-9167-1031-1.

Франкл В. Воля к смыслу = The will to meaning. — М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 97. — ISBN 5-04-005753-9.

Франкл В. Воля к смыслу
Франкл В. Воля к смыслу
Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере.
Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.