Социальные факторы формирования детских неврозов.

Социальные факторы формирования детских неврозов.

1)            Прародительская  семья и   ее  влияние  на  родительскую семью.

Неврозы в детском  возрасте  является клинико-психологическим  выражением  проблем  семьи  в  трех  поколениях: прародителей, родителей  и  детей.  В этих  поколениях происходит относительное  уменьшение  выраженности   характерологических изменений  и  накопление  изменений  невротического  круга. Центром психопатологического   перекрестка   будут  родители,  у  которых  сочетаются характерологические  и  невротические  нарушения.

Главным патогенным  фактором,  проходящим «красной нитью»  через  все поколения,  является  психотравмирующий  опыт  межличностных  отношений.  Основным  звеном  передачи  этого  опыта  для  ребенка   является  родительская  семья.

Некоторые  из  патологических  стереотипов  отношений  в  прародительской семье  закрепляются  в  опыте  формирования  личности  будущих  супругов  и  родителей  и  отражаются  в  виде  тех  или  иных  существующих  у  них  в  настоящем  семейных  установок. 

Так,  мать  ребенка  может  непроизвольно  стремиться  во  всем  доминировать  в  жизни  семьи,  и  тем  более  в  воспитании детей,  отражая в  этом  не  столько  реальную  необходимость,  сколько   авторитарные  черты  личности  своей  матери.

Отец ребенка  неосознанно  отражает в отношениях  с  женой  невротическую привязанность  к  своей  матери  в  детстве,  ожидая  от  жены  такой  же  степени  заботы  и  внимания.

При  этом  доминантные  черты  в  характере  супруги  и  ее установки  на  опеку  и  влияние,  идущие  от  ее  матери,  сочетаются  с  установками  супруга  на  заботу и зависимость,  идущие  от  его  невротической  привязанности  к  своей  матери.  

Сензитивность,  гиперсоциализация  и  тревожность  представляют  базовую   триаду   личностного  типа  реагирования   в  прародительской, родительской  семье  и  у  детей  с  неврозами.

2)            Дата рождения, количество  детей  в  семье  и  порядок  рождения.

Дети  с  неврозами,  чаще  всего  единственные  в  семье,  и в их   воспитании  наблюдается     больше  отклонений,  чем  при  наличии нескольких  детей.

Если  в семье  несколько  детей и  один  из  них  болен  неврозом,  то  интересен  порядок  их  рождения. Установлено,  что  большая  опасность  невротизации  есть у  первенца,  у  которого  более низкая  адаптация,  чем  у  последующих  детей. Первенцы больше  зависимы  и  внушаемы,  подвержены  боязни  утраты  родительского внимания, склонны к чувству  вины  и  враждебности;  у  них  больше  проблем  связанных со  страхами  и  колебаниями  настроения.

Значимым  для  исследования  проблемы будет  желанность  или  не желанность   одного  из  детей,  отсутствие или  излишек  любви к  нему,  а  так же  непринятие  каких-то черт  его  темперамента  и  характера. Не желанными,  чаще  всего  выявляются  другие (младшие) дети  в  семье.  С  них  большинство   — мальчики. 

Поскольку  родители  хотят  девочку, их  отношение  к  младшему  сыну,  как к девочке,  фрустрирует  его,  образуя невротическую  проблему  личностного  развития.

Проблемная  ситуация  возникает так же,  когда  в  семье  рождается  вторая  девочка. Переживая   эту ситуацию  менее травматично, чем появление второго мальчика,  родители  относятся к  младшей  дочери особенно  требовательно,  как  требовалось бы в их понимании относиться к мальчику.

Не составляет  исключение  и  ситуации,  когда  озабоченные    своим  здоровьем    и  уставшие  от  стрессов  родители,   опасаются иметь  еще  детей.  Тогда случайное  появление второго  ребенка  воспринимается,  как груз  усложняющий  жизнь. Не желанность  рождения  ребенка,  точнее,  преждевременность  его  появления,  возможна и  в  отношении  старшего (первенца)  в  семье,  особенно,  когда  он  мешает  реализации  профессиональной  карьере у  честолюбивых, эгоцентричных   родителей. 

В  целом, у первенцев больше  риск быть не желанными  в  семье, в  то  время когда  у младших  (вторых)  больше  риск  быть непринятым по  полу.

В любом  случае,  ребенок  будет  чувствовать отношение  к  себе  родителей  и  его переживания могут вылиться  в сформированную картину невроза.

3)            Состав семьи  и образование  родителей.

Как  отмечает Захаров  А.И.,  среднее  число  членов семьи детей – невротиков  в среднем 3,8. Из  членов прародительской семьи чаще  проживает  бабушка  ребенка по  линии   матери – 25%.                      Высшее, большей частью  техническое, образование  имеют 74% матерей и  67%  отцов.

В последние  годы  заметно нарастание  количества детей, больных неврозами,  родители    которых  составляют именно  эту группу.

В первую  очередь  это относится  к  матерям с инженерным  образованием. Проблема  здесь  в  особенностях мышления, адекватного  для  производства, но  не  всегда  естественно приложимого  к  воспитанию детей. Обычно гипертрофируется  его  интеллектуальная  сторона, что   сопровождается  повышенными    требованиями в отношении  раннего оперирования абстрактными понятиями,  умения  считать  и  писать. Не  придавая  значения детской  непосредственности  и  эмоциям,  эти родители  нередко воспринимают  своего  ребенка,  как «почти  готового  взрослого»,  чрезмерно  рационализируют  его  чувства  и  строят  воспитание  на  заранее  заданных  схемах,  трафаретах,  шаблонах.                                                                                                     

По  литературным  данным,  у  детей с  реактивными состояниями и  неврозами около 60% из  неполных  семей.  Больше  всего из неполных  семей, детей с истерическим неврозом,  у мальчиков  чаще, чем при других  клинических формах невроза, что нередко  возникает,  как  последствие отсутствия мужского влияния  и недостаточной  эмоциональной  чуткости со  стороны  матери.                   

При  оценке  отношений  с  детьми, матери  в  неполных  семьях  в   сравнении,  отмечают  отношения  с  мальчиками  как более,  а  с  девочками как менее  конфликтными.   Усложняется ситуация  еще больше,  если   мать  была конфликтной   со  своими родителями  в  детстве и   сын похож на  мужа,  с  которым  она  длительное время  тоже  была  в конфликтных отношениях.

Сыновья  становятся  нередко,  своеобразными  «козлами — отпущения» для  снижения    у  матери   нервного  напряжения    и  чувства  эмоционального недовольства.                                                                                                             

В  неполных  семьях  матери чаще,  чем в  полных,  проживают  вместе  со  своими  родителями.  

Характерным  феноменом   отношений в неполных  семьях  будет  инверсия  воспитательных  ролей,  когда  роль матери  берет на себя  бабушка  с  авторитарными   чертами  личности,  роль  отца играет   мать  с   сильными  чертами  характера  и  повышенной  принципиальностью  либо дедушка.                                                                                                                               

Ситуация развода родителей, может  быть  драматичной и  для  девочек,  если  они  привязаны к отцу  и  имеют  много  общего  с  ним. Это  нередко  усложняется  беспокойством  о  возможной  потере матери, то  есть тревогой   об  одиночестве  и  социальной  изоляции. Усиливаются страхи  более раннего возраста,   и  частыми диагнозами  в  этом  случае  будут  невроз  страха  и  истерический  невроз,  который  нередко  перерастает в  старшем  подростковом  возрасте  в  невроз   навязчивых состояний.  

При  этом  возникают  разного рода ритуальные предупреждения  от  несчастья, навязчивые  мысли  о  своей неспособности,  неуверенность  в  себе  и  фобии.

К концу подросткового – вначале юношеского  возраста    начинает  четко  звучать  депрессивная невротическая  симптоматика  по  типу  снижения  настроения, чувства   угнетенности  и  безвыходности ,  неверия  в  свои  силы  и  возможности, болезненных  переживаний  по  поводу  неудач,  проблем  общения  со  сверстниками,  разочарований в  любви  и  признании.

4)            Особенность  родителей.

«Все те  дурные наклонности,  которые  родители    стараются   уничтожить  в  своих  детях,  гнездятся в них  самих» (Г. Спенсер).                                   

Можно  выделить  ряд  общих  неблагоприятных  особенностей личности   родителей,  наибольшей частью  представленных    у  матерей,  которые  способствуют  формированию  неврозов  у  детей :                                                                                                                                   

1) сензитивность – повышенная  эмоциональная  чувствительность,  склонность  «все принимать близко  к  сердцу»   и  переживать;                     

2) недостаточная  степень самопринятия,  что порождает  неуверенность  в  себе;                                                                                                                 

3) тревожность;                                                                                                                         

4) внутренний конфликт чувств и желаний, моральный дискомфорт, психическая  напряженность, проблема самоконтроля;                                                                                                                                               

5) эгоцентризм  и  реактивная  сосредоточенность   на  своей  точке зрения,  своих  проблемах;                                                                                   

6) негибкость  — несвоевременность  в  принятии  решения,  трудности  выбора альтернатив,  склонность  к   стереотипам, фиксация    на   прошлом  опыте;                                                                         

7) гиперсоциальность —  завышена, нередко гипертрофированное  чувство  обязанности,  чрезмерная принципиальность,  невозможность компромиссов.                                                               

Немало  проблем   у  супругов,  дети которых  больны  неврозом,  в  области  сексуальных  отношений.  Часто   встречается   снижение  полового  влечения,  особенно  со  стороны  женщины,  что  является  индикатором  эмоционального  неудовлетворения   отношений  в  браке,  а  в  большинстве  случаев   как симптом невротического  состояния.                                                                                               

8) Эмоциональный  контакт  родителей  и  детей —  одно из  условий   нормального   психического   развития,  формирование  характера  и  личности. 

Проблемы  эмоционального  контакта  с  родителями  у  детей – невротиков  обусловлены,  прежде  всего,  направленностью  личности  матери.   С  одной  стороны,  такие матери  много опекают  и  тревожатся,  а  с другой стороны – слишком  пунктуально  и  холодно,  «без души»,  относятся  к  ребенку. 

Обозначенные  особенности  материнской любви затрудняют  эмоциональный контакт  с  детьми,  являются помехой в  формировании  полноценного чувства    формируют характерный эффект эмоциональной  депривации  в  первые  годы  их  жизни.                                                                                                                               

В  старшем  дошкольном  возрасте    заметна возрастная потребность  в  идентификации  детей с  родителем  того же  пола (у мальчиков – с  отцом, у девочек – с  матерью). 

Родитель  того же  пола    принимает  значение  эталона – модели  для  формирования идентичных   полу   навыков  поведения при  достаточно   выраженном  чувстве  любви  к  отцу  другого  пола. Последнее   представляет    собой    психологическую  структуру   семейных  отношений, известную  под  названием  «комплекс Эдипа»  у  мальчиков  и  «комплекса  Электры» —   у  девочек.  По мнению  З.Фрейда , глубокий  и  постоянный  мотив отчуждения,  особенно  между  личностями  одного пола,  выявляется  уже  в  раннем  детском  возрасте.  

Поместив   комплекс  Эдипа  в  центр  конфликтного   существования  человека,  З. Фрейд   видит  в нем    и  главный  источник  чувства  вины  при  неврозах. Как известный   этап  формирования  личности  эти  отношения  могут  иметь  место  в   младшем  дошкольном  возрасте  на   этапе развития   чувствования  тела. 

На  рубеже  младшего  и  старшего  дошкольного  возраста  эмоциональная  тяга  к  родителю   другого  пола,   мотивированная  чувством  любви,  дополняется   потребностью  в  идентификации  с   родителем   того  же  пола. 

От  того,  насколько    отображенные   возрастные  тенденции  будут конкурировать,  а   не   гармонично  дополнять  один другого,  зависит  характер    семейных  отношений и,  соответственно,  вероятность  возникновения  невроза  у  ребенка.

5)            Конфликт    в  семье.

Конфликт  понимается,  как столкновение  разнонаправленных   интересов    или  мотиваций  его  участников (Coser L.,1956). Конфликты   в  семье   отражают  различные  процессы  социально-экономического  развития  общества.                                                        

Конфликт  между  родителями. При  неврозах  выделяются  взаимоотношения   в браке  по  типу  соперничества,  псевдосотрудничества  и  изоляции.   При  возникновении  конфликта  он  носит  затяжной  характер   и   представляется  неразрешымым   его  участникам. Конфликт  чаще всего  не  имеет  преобладания  в  сфере  супружеских  или  родительских (связанных  с  воспитанием)  отношений,  то есть,  является смешанным. 

На  первом  месте  конфликт  мотивируется   особенностями  характера   друг  друга;  на  втором – у  матерей  невниманием  супруга,  у  отцов – неуступчивостью  супруги,  на  третьем —  у  матерей  также  неуступчивостью,  но  уже  супруга,  у  отцов —  излишней  требовательностью,  придирчивостью   супруги.                                          

Неразрешимости  и  затягиванию   родительского  конфликта  способствует  и  невротическое  заболевание  ребенка.  Психологический  тупик  взаимоотношений  супругов  сопровождается   возрастающим  риском  психической  травматизации   детей. Сопоставление  конфликтов  у  родителей  с  возрастом  детей  показывает,  что  наиболее  «конфликтный  возраст» —  младший  школьный,  когда  возрастают  разногласия   у  родителей  по поводу  обучения.                                                                       Конфликт  родителей  с  детьми.

Его  патогенетическая  роль   в  происхождении  неврозов  у  детей  подчеркивается  многими  авторами.  При  конфликте  с ребенком  ему    предписывается  либо  роль  заменителя  другого  партнера (родителя, супруга, брата  или  сестры),  либо  субститута  одного  из  аспектов   собственного  родительского  Я,  в  том  числе  его полного  отображения,  идеальной  или  негативной  концепции. 

Общим  является    нарцистическая   проекция родителей  на  ребенка,  когда  в  нем  ищут,  чем   являются   они  сами,  чем  являлись,  чем  хотели  быть,  лиц,  которые  были  частью   Я,  чем не должны  быть.   При  этом   родители  видят  ребенка  лишь  таким,  каким  он  должен  быть,  а  не  таким,  каким  является.                                                                  

Конфликтный  характер   отношений  с  детьми  оценивается  с  таких  сторон,  как   неудовлетворенность  отношениями  и  их  проблемный  характер,  плохое   взаимопонимание,  частые  трения  с детьми.                                                                                                                  

Источники   конфликтных отношений   с  детьми  распределены  по двум  группам.

В  первую группу  вошли: нереализация  требований  родителей,   повышенная  требовательность  со  стороны  ребенка,  его  чрезмерная   ранимость  и  обидчивость, упрямство,  медлительность, непоседливость  и  неугомонность,  отрицательные,  с  точки  зрения  родителей,  черты  характера,  нарушения  поведения  асоциального  плана.                                                     

Вторую  группу  образуют  проблемные  ситуации  с  детьми,  обусловленные  недостаточной  исполнительностью,  организованностью,  эмоциальной   откликаемостью,  затруднениями   в  самостоятельном   приготовлении  уроков  и  с  едой.                                                                                                                  

Из  перечисленных   проблем  у  дошкольников  преобладает,  с  точки  зрения  родителей,  упрямство,  а  у  школьников – проблема приготовления  уроков. Общим  будет «неисполнение»  детьми  завышенных  требований   родителей, обусловленное   не  столько  нежеланием,  сколько болезненным   психическим  состоянием  и  не выносливостью   (ослабленностью)  их  нервно – соматической  сферы.                                                                                                                                       

Семейный конфликт.  Это взаимообусловленный  или  генерализованный  конфликт  между  родителями   и  родителей  с  детьми. Определенную  роль  в происхождении  семейного  конфликта  имеет  опыт  отношений   в  прародительской  семье. При  отсутствии  эмоционально  приемлемого  опыта  взаимоотношений  с  отцом  в  детстве   как  представителем   мужского  пола  мать  оказывается  несостоятельной  в  роли   прежде  всего  брачного  партнера.  Супруг  же   при  отсутствии  опыта  общения  и  идентификации  с  отцом  в  детстве  оказывается  несостоятельным  прежде  всего  в  роли  отца  ребенка. Оба    родителя  неосознанно  пытаются  выполнить  эти  отношения  в  браке,  как  и  освободиться  от  чрезмерного  психологического  давления  матери  в  детстве.  Если  у  жены  это  проявляется  главным  образом    стремлением  играть  доминирующую  роль  в  семье,  то  у  мужа  это  выглядит  как  непроизвольное  отражение   в  отношениях  с  женой  прежних   конфликтных  отношений  с  матерью  в  подростковом  возрасте.  

Каковы  бы  ни  были  источники  семейного конфликта,  он   оказывает  прежде  всего   невротизирующее  влияние   на  мать,  благоприятно  отражаясь  на  отношениях  с  детьми,  начиная  с  первых лет  их  жизни.                                                                                      

Семейный,  в  большинстве  случаев  хронически протекающий,  конфликт – такой же  частый  источник  психической  травматизации  для  детей,  как  и  неправильное  воспитание. При  конфликте  между  родителями  они  часто лишены  возможности  прямо  влиять  на  исход,  обычно  до  тех пор,   пока  их  состояние  не  станет  настолько  тяжелым,  что  заставит обратить  на  него  внимание  по  крайней мере  одного  из   взрослых  в  семье  и  искать   помощи  у  психолога.                                                                                   

Реакция  детей  на  конфликт  в  семье  различается  в  зависимости   от  эмоциональной  чувствительности,  особенностей  темперамента  и  характера.  Общим  будет  появление  эмоциональных  расстройств  в  виде  возбудимости,  беспокойства,  сниженного  фона  настроения,  нарушение  сна  и  аппетита.               

Конфликт  детей  с  родителями.  Он  значительно   менее  выражен,  чем  конфликт  родителей  с  детьми.  Можно  даже  сказать,  что больные  неврозом  дети  не  питают  устойчивых  отрицательных,  тем  более,   негативных  или  враждебных   чувств    к  родителям.  Сам  факт  невротического  заболевания  показывает,  что  оно  в  немалой  степени  является  следствием   невозможности  или  неспособности  психики  ребенка    противостоять  действию психогенных,  стрессовых  по  своей  природе,  факторов  в  семье.  Протестные  и  конфликтные  формы  поведения  предотвращают  в  известной  мере  накопление  отрицательных  эмоций  (чувств беспокойства, обиды и др.) посредством их отреагирования.  Невозможность  этого  в  силу  различных  причин,  в  том  числе из-за  развитых  нравственно – этических  чувств (совестливости,  чувства вины, и др.),  способствует  повышению  внутреннего  психического напряжения,  вплоть до  появления  болезненных  расстройств.                                                                                                       

Формами  эмоционального неприятия  отношения  родителей   у  детей  с  неврозами  являются  крик  и плач  в  первые  годы  жизни,  обида – в последующие.  Наиболее  болезненно  дети  с  неврозами  реагируют,  когда  их  не ценят,  к  ним  относятся  пренебрежительно,  равнодушно,  когда  их  чувства  остаются  неразделенными,  а  потребность  быть  самим блокированной.      Конфликт  между  детьми. 

Чем  больше  размеры группы,  в  данном   случае семейной,  тем  больше  вероятность   появления  в ней   непринятых  и  изолированных    членов.  Подобная  социально  —  психологическая  тенденция  может  иметь место  в  семье, где  двое  и  больше  детей.  Тогда  отрицательные  чувства  к  родителям   со  стороны  одного  из  обделенных  вниманием    детей  возмещаются  конфликтом  с  сибсом (братом или  сестрой),  позволяющим  эмоционально  отреагировать возникающее  напряжение  и  недовольство  и  повысить   личную  значимость  в семье.                                                                                                                                    

При хронических  напряженных  отношениях  между  детьми  всегда  можно  отметить эмоциональное  выделение  одного  из  них  со  стороны  родителей. Другой  тогда  оказывается  в  изолированной  позиции  в  семье,  особенно  если  он  несговорчивый  и  упрямый,  с  точки  зрения  взрослых,  нежеланный  или  несоответствующий  по  полу. При  прочих  равных  условиях  сибс-конфликт  чаще  встречается  у  детей,  родители  которых   обладают  гиперсоциальными  чертами  характера,  максималистски  и  нередко  излишне  требовательно  настроены  к  детям,  так же,  как  и  у  родителей  с  истерическими  чертами характера,  неспособных  эмоционально  ровно   и  адекватно  относиться  к  ним.                                                                     

Каким бы  ни  было  общение  между  детьми,  оно  позволяет  в  известной мере  отреагировать  эмоции,  раскрыть потребность в  движении,  играх,  взаимодействии   со  сверстниками. Вместе  с  тем  очевидно  отрицательное  воздействие  конфликта  между  детьми  на  формирование  их  личности.                                                        

В  результате  длительного  конфликта  у членов  семьи  наблюдается  снижение  социальной  и  психологической  адаптации,  способности  к  совместной  деятельности. Уровень  психологического напряжения  в  семье   имеет  тенденцию  к возрастанию, эмоциональные  нарушения,  невротические   реакции   ее  членов,   возникновения чувства  постоянной  тревоги  у  детей.

6)            Особенности  воспитания.

Преобладающим   типом  воспитания  при  неврозах  будут  гиперопека   и  ограничивающий   контроль. Обоим   родителям  свойственны  завышенные,  несоответствующие  реальным  возможностям  детей  требования,  наряду  с  их  непоследовательностью  и  противоречивостью.  

У  детей  заболевающих   неврозами,  неудовлетворенными  часто  оказываются  потребности  в  индивидуально – адекватной  работе  и  любви, самораскрытии,  выявлении  своего  Я, эмоциональном  и  двигательном  самовыражении.

Сквозной  линией  в  отношении  к  детям  будет их  неприятие  как  отсутствие  положительных  чувств  и  любви  со  стороны  одного  или  обоих  родителей. 

Существует  риск  повышения  нервности   у  единственных  детей  ввиду   ее непроизвольной  передачи  со  стороны  взрослых. 

Выделяется  понятие  «невроз материнства»,  когда  материнская  забота  затемняет  рассудок;  в  страхе  мать  не  имеет  покоя  ни  днем, ни  ночью.  Конфликты  родителей  по  поводу воспитания,  психологический  отказ  матери от ребенка,  неровное  поведение  родителей  высоко  коррелируют   с  нарушениями  поведения  детей.  

Если  ребенок  чувствует  любовь  и  поддержку,  его  развитие  происходит  в  атмосфере  безопасности   и  уверенности   в  себе.  Если  родители,  имеющие  собственные  невротические  потребности,    колеблясь  между  полным  одобрением,  идеализацией  ребенка  и  неодобрением,  чрезмерными  требованиями  и  ожиданиями   создают  в  семье  климат  тревоги,  то правильное  развитие  ребенка   становится  невозможным. (Horney K., 1937 )                                                                                                                                    

Рассмотренные  негативные  факторы  воспитания  выглядят примерно   так :                                                                                                          

1) непонимание  родителями  своеобразия  личностного  развития  детей;                                                                                                                         

2) непринятие их индивидуальности;                                                                              

3) несоответствие  требований  и  ожиданий  родителей  возможностям  и  потребностям  детей;                                                        

4) негибкость  в  отношениях с  детьми;                                                            

5) неравномерность воспитания    в  разные  года  жизни  детей    (эффекты  родительской  депривации  в  первые годы  и гиперопека   и  чрезмерный контроль  в  последующие);                                             

6) непоследовательность  в  воспитании;                                                       

7) несогласованность   в воспитании  между  родителями.                      

 Другие  патогенные  факторы  воспитания  могут  быть  сгруппированы  так :                                                                                   

1) аффективность    и неровность  в  отношениях  с  детьми;                                                 

2) тревожность;                                                                                                            

3) феномен «привязывания» —  образование  эмоциональной  зависимости  детей  от  родителей;                                                                                  

4) феномен  «замены»   индивидуальности   ребенка   характерно  и  невротично измененным  образом  Я  родителей;                                                 

5)  реактивно – защитный, невротично мотивированный  характер  взаимодействия  с  детьми;                                                                             

6) излишняя  принципиальность  в  отношениях  с  детьми, недоверие их  опыту,  навязывание  мыслей  и  принижение  чувств  собственного  достоинства;                                                                                  

7) влияние  на   детей   патологии  родителей  при  помощи  механизмов   «заражения», идентификации.  По  данным  Гарбузова ,  аномалии семейного воспитания,  которые   причиняют   неврозы,  можно  свести  к  четырем  формам – непринятия,  гиперсоциального  и эгоцентричного воспитания. 

При  выполнении       в  форме     непринятия  у  ребенка    развивается   тип  реагирования  при  неудаче  (готовность  взять вину  на  себя,  будучи  невиноватым),   при   воспитании  — снижена самооценка и   тип  реагирования  (во  всем  виноваты  обстоятельства),  при   эгоцентричном – завышена   самооценка   (во  всем  винить  других).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.