Развитие сопереживания у детей

сопереживания у детей

Сопереживание

Мы давно не писали статей в наш блок, даже, можно сказать, соскучились по работе. Дело во многом было в том, что получили много книг и про психологию, и про энергетическую медицину, и по горячо нами уважаемой практике Рэйки. Хочется скорее все почитать, а еще лучше бы усвоить и применять, но шквал информации сравним с девятым валом. Потихоньку все уляжется, и наши знания и умения перейдут на более высокий уровень.

Вести из Европы

Помимо прочего, мы побывали на лекции известного врача-психотерапевта из Австрии Рудигера Дальке, автора более 10 бестселлеров. Потомственный медик, он перешел в работе к нетрадиционной медицине, поскольку результаты традиционной его не устраивали. Его методы основываются на целительских практиках народов Индии, Непала, Филиппин, а также Африки. При этом автор считает наиболее важным не строгое научное обоснование того или иного метода, а реальный успех от его применения. Совсем, как в марксистской философии: “Практика — критерий истины”. Согласно его опыта: “Чем проще метод, тем он лучше работает”. Это, как в технике, например, автомат Калашникова вообще безотказен.

Душа — это важно

В основе подхода Дальке лежит учет духовного аспекта человека без вложения религиозного смысла. В наш техногенный век больного исследуют на куче приборов, а эмоциональную составляющую болезни не рассматривают. Врачам физически некогда разговаривать с пациентом и вникать в его духовные проблемы, хотя нередко именно в них и коренится причина болезней, а в их преодолении — успех выздоровления. Снятие боли с помощью средств традиционной медицины не означает решения задачи оздоровления, а свидетельствует о переводе проблемы на другой уровень с обязательным возвратом. Болезнь — послание души телу.

У меня нет задачи агитировать за его методы лечения. Я рассказала о них потому, чтобы показать, что сейчас во всем мире растет интерес к древним оздоровительным системам из-за их эффективности в определенных областях, простоте применения, а значит и выгодности для пациентов.

Поговорим о сопереживании

Теперь перейдем к теме нашей статьи. В советское время детям прививалось чувство коллективизма, по-видимому, мы интуитивно учились  понимать ценность другого человека и стремились ему помочь. Сейчас в почете индивидуализм. Но оказывается, способность человека к сопереживанию помогает, например, очень сильно в учебе.

«Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.

***

Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.

— Зачем ты это сделал?

— Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.

***

Старуха рассказала четырехлетнему внуку о страданиях Иисуса Христа: прибили Боженьку гвоздями к кресту, а Боженька, несмотря на гвозди, воскрес и вознесся.

— Надо было винтиками! — посочувствовал внук.

***

Девочке четырех с половиною лет прочли «Сказку о рыбаке и рыбке».

— Вот глупый старик, — возмутилась она, — просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху». (Из книги К. Чуковского «От 2 до 5″)

— не правда ли, милое сопереживание у крошек?

Это чувство встроено в нашу нейрохимию. Оно наблюдается у обезьян и других даже довольно примитивных животных. Оно от рождения присуще детям. В литературе приводится случай, когда девятимесячная девочка заплакала, увидев упавшего ребенка. В Подмосковье хотят поставить памятник мальчику восьми лет, напавшего на насильника сестры с ножом. Ценой своей жизни он предотвратил трагедию.

Эгоизм — эмоциональный тупик

В формировании чувства сопереживания большую роль играют родители, а также собственные переживания ребенка. Это качество и врожденное, и развивающееся. Чем больше мы настраиваемся на собственные эмоции, тем лучше мы можем настраиваться на чувства других людей. Дети, которые чувствительней реагируют на тон голоса, жесты, выражение лица другого человека, отличаются в жизни эмоциональной устойчивостью, чаще бывают лидерами, имеют коммуникабельный характер.

 Психологи считают, что развитие сопереживания содержит следующие очень важные элементы:

  • познавательный,
  • эмоциональный
  • поведенческий.

Благодаря первому ребенок узнает ситуацию и понимает чувства другого человека, например, боль от ушиба. Эмоциональный элемент вызывает в нем похожие чувства, например, жалость. Последний — ведет его к действиям, например, по оказанию помощи. Здесь не следует перегибать палку, в противном случае ребенок будет зацикливаться на переживаниях окружающих. Авторитарные методы воспитания, провоцирующие стресс и страх у ребенка, заглушают способность сочувствия. Так что нужно искать золотую середину.

Отсутствие способности к сопереживанию, сочувствию ведет ребенка к восприятию действительности наподобие компьютерных игр. Именно этим объясняется резко возросшее количество детских преступлений, что даже поднимается вопрос о снижении возраста уголовной  ответственности. Чрезмерная детская агрессивность  зачастую приводит к самоизоляции и взрослой несостоятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.