Психологические факторы формирования детских неврозов.

Психологические факторы формирования детских неврозов.

1)            Преморбитные   особенности  личности ребенка.

По  словам Э. Кречмера, «психология  неврозов – это психология людского сердца  в общем». Именно поэтому   ребенка до болезни  неврозом,  ее  личностный   , есть один  из центральных факторов, которые  помогают  установить и проанализировать  всю картину  формирования заболевания. Важно   отметить,  что  роль   особенностей при неврозах не  так выражена, как  например, при психопатиях,  поэтому в данном  случае  целесообразнее будет выделить взаимодействие формирования  определенных   личностных  качеств  ребенка с травмирующими ситуациями. Соответственно, существует  тенденция растворения неврозов  в психопатиях,  когда невротические   реакции рассматриваются  как  разновидность декомпенсации  психопатий,  при  чем  какое-то  время психопатов даже  считали  «поставщиками» неврозов.

Если выходить  из психогенных декомпенсаций  психопатий с неврозами, то в данном  случае невроз  выступает  как рецидивирующее заболевание. Более сложным, чем проблема невроз – психопатия, есть  вопрос   про  роль в формировании  неврозов  акцентуаций характера, как крайних  вариантов нормы. Как  и  в  случае психопатии,  наличие акцентуации  характера  в  условиях  психотравматизации  может быть  способствующей для возникновения и дальнейшего  развития  невроза. По  данным   А.Е. Личко, отдельным  типам акцентуаций отвечают соответствующие  формы  невротических   нарушений. По исследованиям  Карвасарского, выделен  целый  блок преморбитных  признаков,которые  передают  неврозу:                                                                                                                         

 1) особенности волевой сферы (активность, решимость, целенаправленность); 

 2) особенности  эмоциональной  сферы (тревожность, сензитивность, лабильность и длительность  эмоций);                                                                             

3) ступень эмоциоанльного контроля (импульсивность, экспансивность);

4) особенности  коммуникативных привычек личности (товарищество, потребность  в  контактах, доверчивость, откровенность,  агрессивность);

 5) способность личности к  адаптации  и  компенсаторные психологические   механизмы (фрустрационная толерантность, избегание  конфликтов).

Вообщем, преморбидное  своеобразие  детей  может   складываться со   следующих  факторов :

1.            Особенности темперамента:  

— эмоциональность. Высокая эмоциональность порождает чуткое  отношение к проблеме общения

– ранней  разлуки  с   матерью, недостаточность  внимания и любви со  стороны  родителей, непринятие  со  стороны  сверстников.

Эмоциональная  чуткость проявляется  в повышенной  потребности в эмоциональном  контакте, признании, любви и привязанности со стороны  близких.  Неудовлетворенность  этих потребностей   приводит к  таким проявлениям  невроза как страх  одиночества или  страх неразделенности  чувств, эмоциональное  невосприятие  и  изоляция.                                                                                       

 – впечатлительность, как проявление эмоциональной памяти способствует  фиксации многих, в первую очередь, неприятных событий, когда  ребенок долго  помнит  обиду,  страх,  мысленно  часто  возвращается к пережитому, не имея возможности отвлечься  от  этого  или  переключиться.

2.            Особенности  характера:

 — выраженность  чувства Я – это ранние  проявления  чувства  личного достоинства, желание  иметь собственное  мнение, самостоятельности, раннее понимание  личных особенностей  от окружающих. Такие дети всегда имеют свою точку зрения, активные в достижении поставленной цели. Они болезненно воспринимают ограничение их чувств Я, подавление, диктат, чрезмерный контроль и опеку,   проявляя несогласие с подобным отношением к  ним   упертостью, либо уходом  в  себя. Эти дети проявляют  некую зависимость от  похвал, оценок и взглядов других людей.                                                                                    

– щедрость. Подобные  дети наивны и нехитры, откровенны и абсолютно избавлены конформности и лицемерства.                                           

 – импресивность – склонность к внутренней  переработки, накопления негативных  переживаний. Импресивность  предполагает отсутствие быстрой эмоциональной   реакции в  ответ  на действия, которые  беспокоят ребенка.

3.            Характерные  особенности:

— беззащитность  проявляется  главным  образом в общении    со сверстниками, когда ребенок неспособен защитить себя,  ответит на  оскорбление.

— гуманистическая направленность  формирования личности  представляет собой комплекс  таких черт, как  дружелюбность, честность, сопереживание,  обязательность, альтруизм. Такие дети всегда  переживают  за  других, принимают  чужую боль как свою.                                                  

К этому  следует  добавить, что  несоответствие в воспитании уникальности  темперамента, характера, личности ребенка  приводит к депривации  базовых потребностей  в эмоциональном контакте, признании, самовыражении, самореализации и утверждении собственного  Я.

Суммируя выше  сказанное, следует  обратить  внимание  на точку зрения, которая  предвидит взаимосвязь  характера и ключевого  переживания, как ключа к замку. Это подтверждает  и частые случаи соединения характерологических  особенностей  и неблагоприятных  ситуаций   в  формировании   клинической картины невроза. Так, что можно считать, что если при  выраженном  стрессе формирование  невроза   возможно у любого ребенка,   то и характер  и  его  форма  зависит  не  столько  от патогенного  фактора,  сколько от  индивидуальной склонности.

2)            Психическая травматизация.

Психическая травма как психологическое понятие  включает  в  себя сознательное принятие определенных  индивидуально  значащих,  неприятных  событий,  их  переработка   в  виде  переживаний  и  развитие  более  менее  длительного состояния  аффекта,  либо  психического состояния с  негативным  эмоциональным  полюсом. (4) Следует понимать, что патогенное  действие  вызывает  не  само  по  себе  внешнее  влияние,  а ее значимость   для  ребенка,  локализуясь,  таким  образом,  внутри  индивида.(16)   Психическая  травма  не  всегда детерминирована  внешними  событиями,    так  в  подростковом  возрасте она  сопровождается   болезненными  переживаниями,  которые  относятся  к  смене собственного  Я. Психическая   травма – это  одновременно  объективный  и  субъективный  феномен: объективный,  поскольку отображает  общечеловеческий  реестр  переживаний,  а   субъективный,  потому  что   переживания  носят  индивидуальный,  личностный  характер. 

Неврозы  выделяет  истинную, причину и случайную, запускающую  психотравму.  Первая,  по  привычке,  специфическая  для  данной  личности.  Ребенок, который  страдает от  чувства  беспомощности, особенно чувствителен   к патогенным  факторам,   что принижают   чувство  его   личного  достоинства. Самая  универсальная  и самая патогенная  психотравма,  когда  ребенок  чувствует  трудности  в  детском  саду  и дома,  не  находя  компенсации  и  понимания. Невроз  запускается  непосредственно  острой  психотравмой,  по  словам Мясищева,  они   всегда «сотрясающая».                                                                               

Первое место   среди  причин  психических  травм  в  детском  возрасте   занимает  утрата  близких – приблизительно 40%  среди  больных  неврозом,  второе  место  занимают  испуг и болезни  близких,  при  чем  в  группе  больных  истерией – конфликты  между  близкими  и  испуг,  у  больных  неврозом   навязчивых  состояний – конфликты  между  близкими и  в равной  степени  испуг и  межличностный конфликт.  Развод  родителей  тоже глубокая  психическая  травма, особенно  для  детей  в  возрасте до  15  лет.

Психическая  травма  не  всегда  известна  и  иногда  проявляется  в  поведении,  особенно  у  детей   с   характером  эмоционального   реагирования,  кроме  того,  далеко  не всегда  психическая  травма  сохраняется  в  памяти   на  последующие  годы,  так  срабатывает  защитный  механизм  вытеснения  психотравмирующих   действий.

 Доминирующая  роль в  формировании   невроза   имеет  хроническая  форма  травматизации,  нередко   дополняемая  острыми  психическими  травмами.

3)            Проблема  адаптации.

Пребывание  ребенка  в  школе,  детском саду,  больнице – это все  события  к  которым  детям  достаточно  трудно  приспособиться.

Пребывание  в  саду  предвидит разлуку  с  матерью,  как  объектом  эмоциональной  безопасности, появлению  новых,  незнакомых  взрослых  и  детей,  и  все  это – достаточные  изменения   в  жизни  маленького  человека. Под  впечатлением  этих  факторов  в детском  саду  не  смогли  адаптироваться   70% мальчиков и 51% девочек. Большие  трудности  во  время  привыкания  к  новым  обстоятельствам    в  этом  возрасте  имеют  мальчики, что  обусловлено их   более сильной  привязанностью  к  маме.

Госпитализация   травмирующе  влияет  на  60%  детей  младшего  дошкольного  возраста. Причинами  формирования  невротического состояния   при  госпитализации есть  те же  факторы,  что   и при  помещении ребенка  в  детский  сад, кроме  того  определенную  роль  в  возникновении  «больничного»  невроза  играет отношение  обслуживающего  персонала,  который  не  всегда  берет  во  внимание  особенности  ребенка.  Более  травматично  проходит  госпитализация  детей с  последующим  развитием  невроза  страха  и  истерического невроза. Подобное  действие   часто имеет  и  раннее  помещение  ребенка  в  санаторий  и  лагерь.

В  первый час   пребывания в детском саду   состояние  аффекта  возникает  у 44%   детей,   что  в  дальнейшем  может  привести к  неврозу. В первую  очередь,  это относится эмоционально чувствительных,  впечатлительных  детей,  которые  имеют  тревожную  зависимость  от  матерей  и  невротически  обусловленные  проблемы  питания  и  дневного  сна.

С  возрастом  способность  к  адаптации  улучшается,  что  приводит   заметно  меньшему  количеству   плохо  адаптированных  детей  в  школе (26%).

4)            Внутренний  конфликт

По данным  многих  авторов,  основную  роль  в развитии  невроза  играет  внутренний  конфликт, который  представляет  собой   несовместимость, столкновение противоречивых  отношений  личности. 

Первые  пробы  понять  психологическое содержание  внутреннего  конфликта  принадлежит психоаналитикам. Именно  Фрейд  первым   рассматривал  невроз,  как  страдание противоречивого  развития  личности.

По  мнению  К. Хорни   невротический  конфликт  возникает,  когда  желания безопасности  противоречат  стремлению  к  удовлетворению   желаний,  и  тогда  с  целью  решения  конфликта  вырабатывается  определенная  стратегия  поведения.

 По  Фромму, двойственность  и  противоречивость  мотивации,  что   способствует  внутреннему  конфликту,  подчеркивается и тем, что  с  одной  стороны ребенок  желает независимости; с  другой  стороны – хочет  избежать  независимости,  потому, что  она  приведет к отчуждению.  Близко  к  этому  и  более  поздняя точка  зрения К. Хорни  на  неврозы,  как  отчуждение  личности  от  «самости»,  перевес  в  ней  идеализированного  Я,  что    является продуктом  иррационального  представления  индивида.

Переживание  при  внутреннем  конфликте   становятся  болезненными,  если  занимают  центральное   или,  по крайней мере,  значимое  место  в  системе  отношений  личности  и  действительности.  Их  значимость  —  условие   аффективного  напряжения  и  аффективных  реакций.

Условно   внутренний  конфликт    можно  разделить  на   конфликт  интересов (преимущества),  потребностей,  возможностей  и  желаний. Конфликт  интересов   часто  представленный ситуацией, когда  родители  не учитывают естественных  интересов ребенка воспитывая  их, как  «нельзя», или  же  девушку  как  ожидаемого ранее  мальчика, и  наоборот.

Конфликт интересов часто дополняется  конфликтом  возможностей,  в котором  задействованы  способности  ребенка  к  определенному  виду  деятельности. 

Типичным  примером этого  может быть неудовлетворение  родителей-инженеров или  физиков тем,  что  ребенок- гуманитарий  проявляет  интерес только к филологии  или  истории. Примерами  конфликта потребностей  могут  быть конфликты  самоутверждения,  признания,  защиты  единства Я.

Характерным  при  неврозах  есть конфликт  влечений,  что  предполагает столкновение подросткового  сексуального влечения с  моральными  нормами  и  ограничениями. 

Динамику внутреннего  конфликта  можно представить  таким образом :

1) наличие  психотравмирующих  жизненных обстоятельств или событий;                                                                                                                                               

2) трудности, невозможность  их решения  силами ребенка, что приводит  к  хроническому ощущению усталости  и напряжения;                                                  

3) столкновение противоположно  направленных  мотивов, желаний,  влечений, что  порождает эффект фрустрации, внутреннего беспокойства;                                                                                              

4) появление  чувства  неудовлетворения  собой,  усиление беспокойства   и  аффективной  напряженности;                                                                                                                                 

5) неустойчивость  самооценки,  в  основном  ее  снижение, пессимистичность перспективы;                                                                              

6) колебание  в принятии  решения,  неуверенность  в  себе;                                         

7) повышенная  чувствительность, в  виде  непереносимости  определенных  жизненных  обстоятельств  и  событий, или аффективно  обостренный тип  реагирования.

Если   первый и второй  пункты рассмотренной  динамики внутреннего  конфликта обозначают стресс,  то начиная  с   третьего пункта – фрустрации, — он превращается в дистресс – более-менее  стойкое  эмоциональное  нарушение.

Сам  ребенок  не  может  выйти  из  этого  состояния,  поскольку  не  исчезают   психотравмирующие  условия  жизни, и в нем  нет  достаточного  жизненного  опыта.  Вместе  с тем,  нарастающий аффект,  как  постоянное  переживание, блокирует  решение  и  способность  переносить  аналогичные  переживания    дальше.  

5)            Нервно-психическое напряжение.

Напряжение, что  появляется в результате  неправильного  воспитания  и  конфликта,  в  отличие от  таких  предшествующих источников,  как  конституционально измененная   нервно-психическая  реактивность  при  невропатиях,  органическая  патология,  генетически   сложное контрастного темперамента  родителей,  имеет  тенденцию  к нарастанию  с  возрастом   детей.  

Патогенным,  в первую  очередь,  является  блокирование  активности, отсутствие  эмоционального реагирования,   чрезмерная  стимуляция  возможностей  и  воспитания,  что  не  отвечает  особенностям  темперамента,  характера  и  формирования личности. 

Нервное  напряжение  может   возникнуть  и  в  результате  психологического  заражения  или индукции  —   мимовольного  усвоения  нервного  состояния  взрослых  и  сверстников,    с  которыми  ребенок  находится  длительное  время  в  контакте.                                                                                                   

Вместе  с  внутренним  конфликтом,  проблемами  общения  и  неблагоприятным  стечением  обстоятельств,   можно  говорить   про  появление  неудачного, травмирующего  жизненного  опыта  или состояния  хронического  стресса (дистресса),  как  основного   источника  патогенного  напряжения  при неврозах.

Последствием  хронического психического  напряжения  будет  нарастание  астенических  нарушений,   которые   фиксируют  переживания  и  затрудняют  дальнейшее  обновление  нервно-психических  сил.  Одновременно  уменьшается  психическая  толерантность   к  происходящему действию  стрессовых  факторов,  нарастают  беспокойство и  эмоциональная  неустойчивость,  появляются  или  усиливаются  вегетососудистые  и  соматические нарушения,  снижается  общая  выносливость  организма.   В общем,  это  позволяет  говорить   о  появлении  развернутой  клинической  картины  невроза,  о  перерастании  долгосрочного    действующего  психического  стресса в  невротический. 

Патогенно – каузальный  стресс  позволяет   судить о динамике  последующих  психогенных изменений:                                                                                                            

1) перенапряжение  психофизиологических возможностей  и  систем  организма;                                                                                                                     

2) аффективная  переработка  жизненного  опыта (в  виде  фиксации переживаний,  эмоциональной  неустойчивости  и  беспокойства);      

3) повышенная  чувствительность  к  действию  дальнейших  угроз  для  Я;                                                                                                                        

4) реактивная, психогенно обусловленная  смена  отношений  к  себе  и  другим (формирование  неуверенности  в  себе,  аффективно – тревожного  и  эгоцентрично — защитного  типа  восприятия);                                                                                                                              

5) появление  защитно – избегающей мотивации поведения (когда ребенок  «не слышит»,  не  реагирует  на  травмирующие  стимулы  внешней   среды – феномен «выборочного невнимания»,  когда  ребенок избегает  трудностей  и  неудач, способных  принизить  еще большей  степени   чувства Я,  когда  боится  и  чувствует  себя  неуверенно  в  новых,  непривычных   ситуациях  общения);                        

6) снижение жизненной  активности, энергии,  биотонуса,  смена  реактивности  и  развитие  центральных  патофизиологических  изменений  функциональной природы;                                                                          

7) нарушение регуляторных и адаптационных  нервно-психических  механизмов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.