Понятие «жизненной ситуации», как комплекс факторов

детские неврозы

В той или другой мере, во всех исследованиях, в возникновении и развитии неврозов взаимодействуют биологические и социальные механизмы.

В возникновении и формировании неврозов путеводная роль принадлежит психологическим факторам. Причинами формирования неврозов у детей можно собрать в группу факторов:

  • психическую травму,
  • приневротические патохарактерологические радикалы (например — тревожность),
  • дисгармонию семейных отношений и
  • дисгармонию семейного воспитания.

Рассматривается формирование детских неврозов в динамичном аспекте, акцентируя при этом, что проводной психогенный фактор невротизации связанный с нарушенными семейными отношениями и неблагоприятным влиянием со стороны родителей, то есть — социально – психологическими факторами.

Ограничение жизненно важных для детей потребностей развития, в том числе потребности «быть самим собой», потребности самовыражения, а так же потребности в поддержке, любви и признании, приводят к возникновению внутреннего конфликта, как главного источника хронического эмоционального напряжения.

Психическая травматизация в семье дополняется острыми психическими травмами, вызванные испугом, конфликтными эксцессами, обидами, незаслуженным наказанием, болезнью, разводом родителей и т.д. Тогда обостряется и без того повышенная эмоциональная чувствительность, усиливается внутреннее беспокойство, еще больше снижается психическая реактивность. Данной неблагоприятной динамикой, а именно психической сенсибилизацией относительно какой-нибудь внешней угрозы объясняется невозможность перенести внешние негативные воздействия.

Характерологично, невротически и конфликтно обусловленное непонимание родителями переживаний ребенка, особенностей формирования их личности, непринятия их индивидуальности приводит к отсутствию доверительных отношений между ними, сосредоточения детей на своих проблемах, чувства одиночества. Патогенно обусловленное обостренное внимание к себе в этой ситуации является психологическим пуском защиты «Я», проявляясь эгоцентризмом и упрямством.

Находясь в противоречивой ситуации внутреннего конфликта, вызванного несогласованностью между требованиями родителей и собственным опытом, дети не могут в силу своей возрастной незрелой психики найти рациональный выход из конфликта, как и не могут уйти от родителей или отказаться от них. Вынуждая себя быть другими, не такими, как они есть, и выполняя функции, которые превышают адаптационные возможности, они находятся в состоянии постоянного внутреннего конфликтного перенапряжения, что подрывает их и без того ослабленную психическую реактивность и дезорганизует нервную деятельность. Таким образом, невротический конфликт, как личностно — неразрешимая проблема «быть собой среди других» преломляется в динамике проблемой «быть» (базальным уровнем беспокойства при неврозе страха). Проблемой «быть собой» (при неврозе навязчивых состояний), проблемой «быть собой среди других» с акцентом на «быть собой» (при истерическом неврозе) или «быть среди других» (при неврастении).

Проблема «быть», как проблема существования и, как проблема «быть человеком», имеет свою противоположную проблему «не быть», как проблему единого «Я», что проявляется страхом «не быть вообще» — «быть ни чем» (при неврозе страха), «не быть собой» — в виде страха изменения «Я» (при неврозе навязчивых состояний), страхом «быть ни кем» (при истерическом неврозе) и быть «ни тем» (при неврастении).

Дальнейшее развитие внутреннего конфликта проявляется проблемой согласования двух целостных аспектов существования – «быть собой» и «быть среди других». Проблема согласования обостряется одновременно — противоположно направленным страхом «быть только собой» и «быть только другим», что выражает личностный диссонанс, отсутствие внутреннего единства, неразрешимую борьбу противоположностей, состояние внутренней неустойчивости и беспокойства. Невозможность удовлетворения значимых потребностей, как и восприятие себя непринятым, значимых потребностей, неодобряемым и неоцененным, то есть не отвечающим представлениям окружающих, неспособным оправдать их требования и надежды, приводить к появлению у детей тревоги по поводу самого факта их существования, ощущению своей никчемности и ненужности, то есть к рудиментарным идеям самоуничтожения. Травмирующее понимание своего отличия от сверстников и аффективно переживаемое отклонение представлений о самом себе, ведут к усилению тревожной переработки опыта и неуверенности, в себе в виде частых сомнений и опасений, тревожного предчувствия неудачи, излишней предосторожности и нерешительности в общении. Так у ребенка появляется чувство одиночества, что порождает в свою очередь, индивидуализм, как реакцию на непонимание со стороны окружающих.

При анализе современных зарубежных взглядов на формирование и развитие детских неврозов, в первую очередь обратили внимание на то, что большинство западных авторов заменяет понятие «невроз» на термин «тревожное расстройство». По их мнению, у детей с врожденной склонностью к тревоге или страхам чувства небезопасности окружающего мира может создать психологическую уязвимость перед тревогой. Вдруг возникнув, тревога подпитывает сама себя. Тревога и избегание не исчезают даже после того, как раздражители, что их вызвали, приостанавливают свое действие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.