Нужна ли строгость с малышами? Запреты и ограничения в возрасте 1-2 лет.

свобода выбора и самостоятельность ребенка

Непослушание

Непослушание — совсем не праздник. Когда я только готовилась стать мамой, и позже, где-то до года, я точно знала, что «дети с небес», и кричать на них или, боже сохрани, бить по попе, фу-фу-фу, невозможно же. Пусть самовыражается как хочет, а то вырастет зашоренным, и вообще винтиком в машине системы.

А потом я как-то обнаружила себя мамой весьма шустрого и озорного младенца, который с хорошим таким мужским напором каждый день проверяет меня на прочность и старается расширить границы.

А некоторые безобидные вещи превращаются в проблему. Рисование на стенах может влететь в копейку, если Вы в гостинице или на съемной квартире. Швыряние игрушками может перетечь в швыряние камнями или ценными девайсами (по закону подлости — обязательно об кафель).

Отдельная, очень опасная вещь — убегание от родителей на улице. Да, это очень забавно, когда малыш только только делает первые шаги. И очень страшно, когда дитя уже вполне резво удирает в направлении проезжей части.

Что делать, если ребенок не слушается

Когда я впервые поймала себя на стервозном крике, с эдакими аденоидными бабскими интонациями, стало мне грустно и неприятно.

Необходимость отказаться от предыдущего, попустительского стиля общения с ребенком, тем не менее, назрела, и от этого было никуда не деться.

Почитав литературу и пообщавшись с опытными родителями, я сделала для себя ряд выводов.

Которыми спешу поделиться, уверена, что проблема актуальная.

1. Родитель — не товарищ по играм и не исполнитель желаний. Это справедливый властитель, его слово — закон, жизнь, здоровье и развитие ребенка — его ответственность. Я не видела удачных случаев предоставления ребенку до 3 лет права выбора. Если Вы наблюдали такое — поделитесь!

2. Хорошо подумайте, прежде чем разрешать что-то ребенку. Из распространенных вещей, которые я не рекомендовала бы включать в список дозволенного:

— брать чужие вещи (при этом я лично защищаю от посягательств других малышей, например, игрушки своего ребенка, если вижу, что он не настроен делиться.

— бить себя или других людей;

— громко кричать в общественных местах;

— убегать, вырывать руку;

— рисовать где-то кроме специально предложенной для этого поверхности;

— кидаться твердыми предметами;

— нажимать на все кнопки, попадающие в поле зрения;

— поднимать с земли или пола мусор.

Подумав, Вы сможете дополнить этот список. Для этого достаточно представить, что может быть потенциально опасно или поставить Вас в неудобную ситуацию на публике.

3. Как только Вам показалось, что ребенок более или менее осознанно Вас слушает, начинайте устанавливать рамки дозволенного. Не стесняйтесь объяснять, даже малышу. Это скорее всего не избавит Вас от повышения голоса в будущем, но всё равно отложится где-то в глубинах подсознания.

4. Не ленитесь повторять объяснения по 150 раз на дню. Ребенок еще долго не будет усваивать ничего с первого раза. Смиритесь!

5. Не надо врать ребенку про дядю, который его заберет, если он не будет слушаться и прочих подобных персонажей. Во-первых, ребенку вообще не стоит врать — он совсем скоро будет брать пример именно с нас, а ведь мы не хотим вырастить обманщика? А во-вторых, у «воображаемых друзей» мамы, типа Бабая, есть хороший шанс мутировать в кошмар.

6. Дифференцируйте запреты. Не используйте одно слово «нельзя». Должны быть еще как минимум «опасно» и «не надо».  Важно соответственно интонировать запреты: «не надо» — увещевательно, «нельзя» — строго, а «опасно» — вполне можно рявкнуть «страшным» голосом. Повторюсь — страшным, а не злобным или раздраженным.

7. Действительно серьезных запретов не должно быть много. Психологи расходятся в количестве — от 3 до 10. Скорее всего, зависит от конкретного ребенка. У нас опасно — убегать, залезать туда, откуда действительно можно упасть, нажимать на кнопки везде, где ни попадя. А вот горячие предметы я обозначаю просто «горячо». Схватившись однажды за не остывшую чашку, ребенок его чудесно усвоил.

А как же свобода выбора и самостоятельность, спросит кто-то?

Обратим Ваше внимание на возраст, заявленный вначале статьи. По мнению авторитетных психологов, это тот единственный период когда гиперопека оправдана. «Пока ребенок мал, гиперопека оправданна – примерно до достижения им 1,5–2 лет. До этого возраста малыш является «естественным тираном»: он просто не способен учитывать интересы мамы и папы, его желания приходится угадывать, потому что он пока не может их сформулировать, а следить за каждым его шагом нужно потому, что ему ничего не известно об опасностях этого мира.»

Здоровья и осознанности всем родителям и деткам!

Нужна ли строгость с малышами? Запреты и ограничения в возрасте 1-2 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.