
Нервно-психическое напряжение.
Напряжение, появляющееся в результате неправильного воспитания и конфликтов, в отличие от таких предшествующих источников, как конституционально — и антенатально — измененной нервно-психической реактивностью при невропатии, перинатальной и постнатальной органической церебральной патологией, генетически трудным сочетанием, имеет перспективу к нарастанию с возрастом детей. Патогенным, в первую очередь, является — блокирование активности, отсутствие эмоционального отреагирования, чрезмерная стимуляция возможностей и воспитания, в целом, что не отвечает особенностям темперамента, характера и формирования личности. Нервное напряжение может возникнуть и в результате психологического заражения или индукции — непроизвольного усвоения нервного состояния взрослых и сверстников, с которыми ребенок находится длительное время в контакте.
Вместе с внутренним конфликтом, проблемами общения и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта или состояния хронического стресса (дистресса), как основного источника патогенного напряжения при неврозах. Последствием хронического психического напряжения будет нарастание астенических нарушений, которые фиксируют переживания и затрудняют дальнейшее обновление нервно-психических сил. Одновременно уменьшается психическая толерантность к продолжительному действию стрессовых факторов, нарастают беспокойство и эмоциональная неустойчивость, появляются или усиливаются вегетососудистые и соматические нарушения, снижаются общая выносливость и сопротивляемость организма. В общем, это позволяет говорить о появлении развернутой клинической картины невроза.
О перерастании длительного действующего психического стресса в невротический, патогенно (болезнетворный) – каузальный (причинный) стресс позволяет судить о динамике последующих психогенных изменений:
- 1) перенапряжение психофизиологических возможностей и систем организма;
- 2) аффективная переработка жизненного опыта (в виде фиксации переживаний, эмоциональной неустойчивости и беспокойства);
- 3) повышение чувствительности к действию дальнейших угроз для — Я;
- 4) реактивное, психогенно — обусловленное изменение отношения к себе и другим (формирование неуверенности в себе, аффективно – тревожного и эгоцентрично — защитного типа восприятия);
- 5) появление защитно – избегающей мотивации поведения (когда ребенок «не слышит», не реагирует на травмирующие стимулы из внешней среды – феномен «избирательного невнимания», когда ребенок избегает трудностей и неудач, способных понизить еще в большей степени чувства — Я, когда боится и чувствует себя неуверенно в новых, непривычных ситуациях общения);
- 6) снижение жизненной активности, энергии, биотонуса, изменение реактивности и развитие центральных патофизиологических изменений функциональной природы;
- 7) нарушение регуляторных и приспособительных нервно-психических механизмов.
No Comment