Механизмы формирования неврозов.

Механизмы формирования неврозов.

Нейрофизиологический аспект формирования неврозов обоснован в нейрофизиологической  концепции неврозов И.П. Павлова, которая была первой пробой в истории  изучения неврозов и образования патофизиологически  обусловленных представлений про механизмы их  развития. В основе лежат учения Павлова про типы  высшей нервной деятельности. Под неврозом Павлов понимал хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре головного мозга вследствие действий  неадекватных  внешним раздражителям. По замыслу Павлова именно  тип высшей нервной деятельности, выступая как «почва» для формирования неврозов,  может либо облегчить  его возникновение (слабый тип), либо  помешать появлению нервного срыва (сильный тип).

Современные  нейрофизиологические  исследования показали, что в  основе формирования неврозов лежит  нарушение функции интегративных систем мозга, а именно – коры  головного мозга, а именно  — коры  головного мозга и  лимбично –ретикуляторного комплекса.

Нейрохимический аспект формирования неврозов значительной частью анализируется в контексте общебиологической концепции стресса  Ганса Селье, который  приводил, что для эффективной организации  реакций приспособления и обеспечений постоянной внутренней  среды организма имеет значение взаимодействие функциональной активности  симпатико-адреналиновой  системы и изменение  физиологических  и метаболических реакций.

Основными биологически  активными веществами симпатико-адреналиновой  системы  есть  катехоламины: адреналин, норадреналин и  дофамин.  У больных неврозом повышенный уровень показателей адреналина,  больше выражено повышение норадреналина, при этом уровень дофамина несколько снижен.

Психофизиологический аспект. Становление отечественного направления в учении неврозов происходило благодаря представителям концепции   — И.М. Сеченову, И.П. Павлову, В.М. Бехтереву, А.А. Ухтомскому.

К психофизиологическим механизмам формирования невроза следует отнести следующие проявления:                                                                   

1) перенапряжение  процесса возбуждения;                                                                          

2) перенапряжение  процесса торможения;                                                                 

3) сдвиг  процессов возбуждения и торможения;                                                               

4) смена нервно-психической реактивности  и приспособительных  функций организма;                                                                                                                     

5) развитие фазовых состояний;                                                                                                             

6) нарушение  билатеральных регуляций;                                                                                      

 7) создание патодинамичных, но относительно  стойких церебральных нарушений.

Психоэндокринный аспект  формирования неврозов анализируется в исследованиях  В.С.  Подкорытова, который указал, что у  детей  пубертатного  возраста, заболевших неврозом, имеет место  значительное повышение в плазме крови  уровня гормонов  гипофизарно-тиреоидной  системы, которое свидетельствует о нарушении центральных, гипоталамических механизмов и              нейроэндокринной регуляции  гомеостаза и адаптации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.