Человек — энергетическая система

Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных

Очередной вклад в американскую цивилизацию

Когда начинаешь заниматься каким-то вопросом, интересные материалы часто возникают самостоятельно, один интересный материал тянет за собой другой. Так было и в этот раз. Мне вернули мою книгу, купленную почти десять лет назад. Я заглядывала в нее и раньше, но тогда я не занималась плотно психологией, и книга прошла мимо, не вызвав особых эмоций.

Теперь мы ведем сайт, что требует пополнение знаний и расширения кругозора. Накопив в голове  интеллектуальный багаж, сейчас по-другому воспринимаю и старую книгу. Речь идет о  произведении очень известного американского врача и психотерапевта Эрика Берна, жившего в середине прошлого века: «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных». С любопытством узнала, что его родителями были выходцы из России. Как говорится, очередной вклад нашей страны в мощь Америки: Сикорский — в самолетостроение, Михаил Чехов — в подготовку актеров, математики — в Майкрософт и далее до бесконечности.

Желание снять напряжение

Представляете, в середине ХХ века Берн развивал психоанализ Фрейда с точки зрения, что человек — энергетическая система. Этот подход начинает потихоньку пробиваться в медицину на Западе только в наше время, а про нашу страну даже и говорить пока рано. Именно об этом его подходе я хочу кратко рассказать, не претендуя на глубокий анализ его теории.

В книге дается определение динамического образа, который состоит из представления, выступающего в виде формы, и эмоциональной нагрузки, состоящей из положительной или отрицательной энергии.

На эти образы сильно влияют чувства любви и ненависти. Совокупность динамических образов создает динамическую систему.

Согласно Берну, человек является динамической системой, стремящейся, как и любая техническая система, к покою (равновесию) за счет привлечения энергии. Такое положение — наиболее устойчиво, поэтому предпочтительнее всех прочих.

Вышедшая из равновесия энергия называется напряжением. Напряжения организма  проявляются физически и психически. Особый интерес представляют психические напряжения. Их можно увидеть, например, в чувстве беспокойства и удрученности, вызванными потребностями восстановить равновесие и снять напряжение. Потребность в снятии напряжения называется желанием.

Стратегия человека

Все живое живет желаниями, которые могут быть самые разные: половые, честолюбие, стремление к одобрению и т. д. Желания бывают сознательные и бессознательные. Они могут толкать человека действовать в разных направлениях, например, почесаться на приеме или потерпеть из-за правил хорошего тона. Часто человеку требуется отложить снятие физических и психических напряжений во избежание возникновения еще более сложных напряжений.

Берн формулирует важный принцип реальности.

Человек — это живая энергетическая система, напряжения которой вызывают желания, и задача человека — удовлетворить эти желания, не вступая в конфликт:

  • с самим собой,
  • с другими людьми ,
  • с окружающим миром.

Что человеку надо?

Оказывается, понятие желание очень плодотворно в том смысле, что через него можно изящно объяснить цель жизни человека. Это желание человека без помех снять самое сильное свое напряжение.

Но удовлетворение желания — лишь шаг к цели: ощущению покоя и безопасности, к свободе от беспокойства. Здесь беспокойство выступает как признак напряжения, оно убывает с восстановлением энергетического равновесия. Цель жизни фактически не достижима из-за постоянно возникающих желаний, зачастую противоположных. Удовлетворение одних часто усиливает другие. Мира нет и во сне.

Минимизация напряжений

Жизнь раздражает постоянно, но важны не сами события, а собственная реакция на них. От того одни и те же события одними людьми переносятся стойко, других ломают. Беспокойство происходит от внутренних желаний, а не от внешних событий. Где нет желаний — нет беспокойства. Труп спокойно исполняет свою роль перед любой публикой.

В человеке борются два самых мощных стремления  — это стремления к созиданию и к разрушению,  которые проявляются в двух основных инстинктах:

  • продолжение рода и
  • борьбе за существование.

Эти инстинкты часто вступают в конфликт. Проблема человека та же, что у любой энергетической системы: найти путь наименьшего напряжения для разрядки напряжения. Таким образом, Берн утверждает, что поскольку без напряжений не обойтись, так нужно хотя бы их минимизировать. Проще говоря, иметь поменьше неприятностей.

Применение принципа реальности

Он подчеркивает сходство человека с другими явлениями в природе и выделяет его особенности, приведя следующие примеры энергетических систем:

  • электрическая батарея может разрядиться мгновенно;
  • ураган — через несколько часов;
  • человек — может через годы, так как способен хранить энергию.

Отсюда следует вывод: проблема человека найти наилучший способ обращения с другими энергетическими системами с целью удовлетворить свои желания с наименьшей опасностью.

Для этого существуют разные способы: магия, религия, психология. Не навлекая на себя неприятностей, т.е. исключив магию, решить проблему  можно через управление следующими группами сил: самим собой, другими людьми и природой, т.е. действуя с учетом принципа реальности.

Внутренняя борьба

В человеке постоянно сражается ум и инстинкты из подсознания. В частности, наше счастье зависит не от способности очаровывать женщин или добывать деньги, а от способности утвердить мир в собственной психике. Если напряжения достаточно сильны и не находят себе другого выхода, то подавленная энергия может нанести столь сильный вред организму и поведению человека, что он теряет контроль над частью тела и психики. Потеря контроля — это невроз, через который проявляются скрытые желания подсознания.

Его успокоение происходит путем подстановки другого объекта или другой деятельности вместо первоначальной цели желания, близкой к ней, но безопасной по последствиям. Например, художник подставляет вместо объекта любви модель: человека, пейзаж, корзину с цветами. Цель в виде любовных содроганий заменяется трепетом художественного творчества.

Подсознание требует внимания

Подсознание содержит два вида напряжений:

  • никогда не доходившие до сознания и
  • некогда бывшие сознательными, а затем подавленные.

Вместе с напряжениями находятся их образы, столь же влиятельные, как и реальные образы. Сами они никогда не исчезнут, а могут быть сняты полностью или частично на своих объектах или их заместителях.

К каждому органу ведут два нерва для ускорения и замедления работы. Эмоции действуют на эти нервы, заставляя по-разному реагировать на внешнее воздействие, например, вызывая спазм от чувства страха и расслабление от хорошей музыки.

Эмоциональные напряжения могут не осознаваться годами, включая чувства ненависти, гнева и любви. У человека с долго не удовлетворенным напряжением, осознанным или неосознанным, может даже перевариться кусочек желудка, вот и язва. Берн призывает: “Не отдавайте свой желудок хирургам в обмен на деньги или за победу в споре”.

Физические болезни могут происходить от эмоциональных напряжений, сознательных и бессознательных, т.к. все органы связаны нервами с мозгом. Именно поэтому Берн считает, что в медицине должны учитываться не только физические, но и психологические факторы.

Неудовлетворенные напряжения ведут к бессоннице, неспособности к концентрации, неусидчивости, раздражительности, мрачности, ночным кошмарам, необщительности. Они приводят к неврозам, имитирующим физические заболевания: потерю речи, слепоту или к навязчивому поведению: постоянным страхам, мытью рук. Этим они хотят облегчить напряжения путем использования энергии, но безуспешно.

Почему идет развитие?

Этот вопрос представляется нетривиальным, если считать, вслед за многими, что главное для человека ничего не делать, ведь тогда, якобы, нет напряжений. Берн, вслед за древними мыслителями, например, вслед за греческим философом Зеноном, предполагает существование некой системы, которая толкает в нормальных условиях человека непрерывно в направлении прогресса. Эволюция — тяжелый труд. Этой системе (силе развития) мы обязаны превращением из обезьяны в человека и т.д. Одним словом, “душа обязана трудиться и день, и ночь,  и день, и ночь”.

Купить книгу «Введение в Психиатрию и психоанализ для непосвященных»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.