Биологические факторы формирования детских неврозов.

Биологические факторы формирования детских неврозов.

Нельзя  утверждать, что биологические факторы  формирования неврозов  являются  основными в  их  патогенетичной картине,  про это свидетельствует, например, неоднозначная картина,  полученная  в  результате  близнецовых  и других  психогенетических  исследованиях,  но роль  этих факторов  естественно – одна из важнейших возрастных особенностей  детских неврозов – выраженность  биологического фона, на котором они манифестуют.

1)    Частота  нервно-психических заболеваний  у родственников больных  неврозом.

Привычно, в психогенетических исследованиях  обращать внимание на  случаи  идентичных  возрастных невротических нарушений у  сибсов  (братье и сестер) и родителей. Это относительно больных неврозом в  целом (В.Н. Мясищев и  Б.Д. Корвасарский ), больных истерией (Г.Г. Вульферт),  больных абсессивным неврозом  (Н.М. Асатиани, Е.А. Карандашова). По  другим данным  (А.И. Захаров ) это относится  к неврозу навязчивых состояний – навязчивых страхов смерти. Захаров   приводит подобный  случай,  когда  одна  из  сестер в 7 – летнем возрасте навязчиво мыла руки,  боясь  заражения  и смерти,  при  этом  подобное наблюдалось и у  другой  сестры  в  том  же  возрасте.  Мать детей, у которой наблюдался  страх  смерти  в  соответствующем возрасте,  была  чрезмерно тревожной и реагировала  на подобные проявления  у  детей слишком эмоционально.  Поэтому,  в  некоторых  случаях,  вернее говорить  не о наследственной склонности к неврозам,  а о наличии генетически  обусловленных  типов  нервно-психического реагирования, опосредованных  характером взаимоотношений  в  семье: сензитивность, эмоциональная  лабильность, возбудимость, тревожность, мнительность, гиперсоциальность и регидность. Наиболее значимыми  среди  этих факторов  есть тревожность,  сензитивность  и  гиперсоциальность, которые  можна обозначить как  базисную  триаду  невротического типа реагирования: на уровне харатера – тревожность, на эмоциональном уровне – сензитивность,  на  уровне  направленности  личности гиперсоциальность.                                             

Данные  о  значении  генетических факторов  в  формировании  неврозов  тяжелы  для  интерпритации.  По  данным  некоторых  исследователей генетический  вклад  в  развитие  невроза  может  происходить  на  двух  уровнях:  во-первых  способствует  развитию  отдельных  способностей  личности,  во-вторых способствует    выборочной непереносимости  определенных  стрессов  с образованием специфических  синдромов.

2)    Исследования  генетики  неврозов  при  помощи  близнецового метода.

Для  того,  чтобы  выявить    чистый  генетический  вклад  в  формирование  неврозов  необходимо  исключить влияние  окружения, поэтому  целесообразно  использовать  близнецовый метод. Но  большинство  подобных  исследований относится только к близнецам с обсессивным,  фобическим и  истерическим неврозами  и  не  исключают роли  семейного  окружения,  поэтому  данная  информация  еще  не  достаточная  для  обобщения.                                                                                         

В  исследованиях,  проведенных  в  середине  хх-ст. по  неврозам  для монозиготных  близнецов  -45%,  а  для  дизиготных – 23%,  кроме  того,  следует  отметить,  что  у  монозиготных  близнецов  были  высокие  показатели  нейротизма. Различные  невротические проявления  у  близнецов  возникают  и  усиливаются  при  астении,  обусловленной  дополнительными  экзогенными причинами.

3)    Особенности  конституции  у больных  неврозом.

По  одним данным    указывается ,  что    больные  неврозом  чаще  характеризуются отклонениями от  нормостенического  типа  в  сторону  астенического  или гиперстенического,  по  другим отмечается  что  для них  характерна нормостеническая  конституция. При  чем  в  ряде  робот  подчеркивается взаимосвязь между  истерией  и  гиперстеническим  типом, с  одной стороны,  и  неврастенией и астеническим  типом – с другой  стороны.                                                             

В  генетическом  плане  отслежена схожесть  в  семье  по  признакам черт внешности. Так установлено,  что  мальчики  7-11 лет  при неврозах чаще,  чем  в норме, похожи  внешне  на  отца.  А  у  матерей  детей  с  неврозами больше доминантными  признаками по внешности будут  черты  отца,  в отличие от  матерей  детей  без  нервно-психических  отклонений.                                                                                                                                                                                К конституциональным  проявлениям  необходимо отнести  и темперамент, врожденный тип  нервно-психического  реагирования.  Известна  точка  зрения  И.П. Павлова  про  перевес  крайних  типов  темперамента при  неврозах. По В.М. Мясищеву  (12)  состояние  тревоги  и страха,  тревожных  мнительности,  реализуясь  в  зависимости от темперамента  вызывает реакции эмотивного  характера,  который переходит в состояние невроза  при непонимании  со стороны  окружающих. В концепции В.И. Гарбузова (2)    основное патогенное противоречие при неврозах  находится  в несоответствии  воздействия середы  врожденному типу реагирования – темпераменту.

4)    Беременность  и  роды.

По  данным  ряда авторов  для  детей и подростков, которые  страдают неврозом,  является характерным  отягощение раннего перехода болезни  патологической  беременностью  матери и патологическими  родами.

1.   патогенные  факторы.

Выяснено,  что  у родителей  детей, больных  неврозом, семейные обстоятельства до наступления беременности были не совсем благополучными,  в  основном через неуверенность  в крепком союзе.                                       

У большинства случаев  беременность  первая,  во  время  которой около 60% женщин  переживают состояние эмоционального  стресса. Частота  стресса  во  время  беременности  будет  еще выше,  если  учитывать  негативное  отношение  к  ней  женщин, неподготовленных  к  рождению  ребенка,  или  ориентированных  на  выполнение  профессиональных  обязанностей. Соответственно, проводными патогенными факторами  беременности  у  матерей  детей,  у  которых  формируются неврозы  есть  как  ее задержка  под  влиянием  стресса,  так  и  наличие  самого стресса  во  время беременности.

 период  часто  усложнен поздним токсикозом  и  угрозой  прерывания беременности, острыми  и  хроническими инфекционными  заболеваниями,  что  вызывает  хроническую внутриутробную  гипоксию плода.

2.    Перинатальные патогенные  факторы 

Роды в большинстве случаев  наступают  во  время,  но  у  каждой второй  женщины  во  время  родов  отмечается выраженная  слабость  родовой деятельности и  возникает  необходимость  ее  искусственного стимулирования,  впоследствии  чего  дети  часто  рождаются слабыми. Патология  родов  матери больше  выражена  при неврастении  у  детей.

3.    Постнатальные патогенные  факторы

Эмоциональный стресс  у  матери  на  первом году  жизни  ребенка  не  уменьшается,  а  возрастает,  проявляясь  у  82%  матерей, причем основная причина стресса  в  каждой  второй семье – конфликтные отношения с  мужем.  Ребенок  легко  перенимает  тревожность матери  проявлениями  рвоты, немотивированным  криком,  неспокойным  сном и  снижением аппетита,  что  часто  усложняется  диагностированной  церебральной травмой  в раннем  неонатальном  периоде.                                                                                                       

В  общем  можно утверждать,  что  длительный стрессовый фактор  во  время беременности  матери и  родов  могут  стать  одним из  толчков  к формированию  невроза  у  ребенка.

5)    Роль  пола  и  возраста  в  формировании детских неврозов.

Наибольшее  количество неврозов по  данным  частоты обращений  к  специалистам  наблюдается  в  старшем  дошкольном  и  младшем  школьном  возрасте,  но  по  данным социального исследования  наибольшее количество неврозов  выявлено  у  детей  школьного возраста.  В  большинстве  зафиксированных  случаях  невроз  формируется  в  старшем  дошкольном  возрасте,  когда  дети  еще достаточно  эмоциональны и  в тот же  время  у них  происходит  интенсивное  развитие  мышления  как когнитивного  уровня психики. В  этом  возрасте  они  понимают  и  глубоко  переживают  травмирующие жизненные  обстоятельства,  но  еще  не  способны  решать  их наиболее доступным  для себя  способом.             

Наиболее  уязвимым  есть  возраст 2,3,5,7 лет. В 2 и  3  года  невротизация есть последствием,  с  одной стороны, травмирующего опыта  разлуки с родителями  в  начале посещения  детского сада и  проблемами адаптации к нему,  с  другой стороны,  борьбы  родителей с упертостью  ребенка,  в  которой проявляется  чувство  его собственного  Я. Пятилетний возраст – сензитивный этап в развитии психики и формировании личности,  во  время которого блокирование  потребностей ролевой идентификации, отсутствие чувства безопасности и уверенности  в  себе,  как и  опыт  жизненных  неудач  в  совокупности с  перенапряжением психофизиологических  возможностей  проявляется  в  виде  длительного  психического стресса,  который  со временем  проявится  клинической картиной невроза.  В  7 лет невротизирующий    фактор  заключается  в нервно – психической перегрузке  в связи с обучением  в  школе,  а  так же  проблемами  психологической  адаптации  до школы.                                                                           

Позднее, происходит  переход  от внешне детерминированных патогенетичных  конфликтов,  при  неврозах  впервые  годы  жизни,  к  конфликтам  внутреннего  плана    у подростков. Причем  частота  неврозов  у  школьников  возрастает по  мере  увеличения времени  обучения,  а  в  возрасте 12-18  лет  явный постоянный  уровень  невротизации.  Часто неврозы наблюдаются в  периоды  возрастных  кризисов.

Нарушения  невротического характера превалируют  у  мальчиков,  но  уже  в  подростковом  возрасте  более  невротичными  становятся  девочки.  С  12 лет  соотношение  мальчиков  и  девочек, больных  неврозом,  практически  одинаково,  поскольку,  именно  до  начала пубертатного  периода  сглаживаются  проявления  невропатии.  У  девочек, в  сравнении  с  мальчиками,  с  возрастом заметно  преимущество  невротических нарушений,  включая тревогу  и  депрессию.

6)    Невропатия.

Невропатия  обозначается  как аномалия  нервно-психического  развития, этиологично  связана, либо  с генетическим  фактором, либо  с  экзогенными влияниями во внутриутробном периоде. Невропатия,  как повышенная  невротическая готовность  — еще  не  болезнь,  а  крайний вариант  психической  нормы,  проявления  которого  зависят  от  различных  факторов.  В  основе  лежит функциональная недостаточность вегетативной  регуляции,  в  соотношении  с  неврозами. Среди  проявлений  невропатии  можно  выделить следующие признаки:  повышенная  нервная чувствительность,  соматическая  ослабленность,  нервная ослабленность,  нарушение  сна,  вегетососудистая  дистония, диатезы, психоматорые  и  конституционально  обусловленные  нарушения  типа  энурезе,  тиков  и  заикания.  Невропатия  встречается в 56%  детей  больных  неврозом,  в  основном  у  мальчиков.                                                                                                                                          

Невропатию  отмечают,  как фактор,  который  влияет  на  формирование  невроза,  рядом с  характера  ребенка. Основная патогенная роль  невропатии  в болезненной  реактивности  организма, ослабление  его  защитных  сил  и  адаптированных  возможностей.

7)    Дизонтогенез.

Дизонтогенез  при неврозах —  это,  в первую очередь,  проявление  неравномерности  развития  физических  и психических  функций.  За  шкалой  опережения  психического развития  на первом году  жизни  наблюдается тенденция к более высокому  показателю у тех детей, которые  со временем  заболели неврозом. Во всяком  случае это заметно у детей  с  невростенией.  Латентность  развития  относительно  больше  у детей,  которые  болеют  неврозом  страха.  Дизонтогенез,  как  фактор  готовности или  неготовности  детей  воспринимать    определенные  психические раздражения  может  быть  двигательным, что обозначает  адекватность  ее реакций  на определенные    травмирующие  действия,  которые  могут вызывать  невроз.

8)    Нервно-соматическая ослабленность.

Нервно-соматическая  ослабленность  выражается в склонности  к частым простудным заболеваниям,  спазмам  дыхательных  путей,  желудочно-кишечного тракта  на  фоне невропатии  и измененной  нервно-психической реактивности организма.

  Длительный  психический  стресс  сам  по  себе  приводит к  определенным  функциональным  нарушениям  в  деятельности  отдела мозга,  что  выражается  в хроническом соматических заболеваний. Следует отметить,  что  при ослабленном  организме  увеличивается  количество  проблем  в  воспитании,  при  чем  у  матери и  бабушки в  этом  случае  часто  проявляют    гиперопеку  и  оберегание  ребенка  от  общения со сверстниками.  Искусственная,  вакуумная среда,  в  котором  вынуждены пребывать  такие дети никак не  способствует  образованию  стойкости  к  неврозогенным  ситуациям.

9)    Перенесенные  заболевания.

Роль чередующихся и сопутствующих  началу  невроза  соматических  заболеваний,  многими авторами рассматривается,  как особенно  характерная  для  формирования  детских неврозов. Особенно  большое  значение  имеют заболевания  и сердечно — сосудистой систем. Длительное пребывание  этих заболеваний  вызывает  невротическую,  психогенно обусловленную  декомпенсацию. В качестве провокационного  момента, что облегчает  манифестацию  невроза, нередко выступает  вегетативный  или вегетативно —   кризис, возникновению, которого  могут способствовать  разные соматические факторы – латентные    инфекции, переутомления.  Складывается особое  впечатление о большом  соматическом  отягощении  детей,  больных  истерией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.