Адаптация детей к детскому коллективу

первый раз в детский сад

Первый раз — в садик

Адаптация – это приспособление организма к новым или изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта:

  • биологический и
  • психологический.

Поговорим, как происходит приспособление детей к коллективу сверстников, т.е. о проблеме социализации детей с точки зрения психологии и физиологии.

Самым трудным является поступление в детский сад, когда многие вещи ребенок решает впервые: остается без мамы в чужой обстановке с незнакомыми людьми и многое должен уметь делать самостоятельно.

Приспособляемость детей к детскому садику подразделяется следующим образом.

Степени адаптации

  • Легкая степень адаптации
  • Средняя степень адаптации
  • Тяжелая степень адаптации

При легкой степени у ребенка наблюдаются кратковременные и незначительные изменения в поведении, поэтому ребенок не болеет.

При средней степени не наблюдается нервных расстройств, но ребенок начинает очень часто болеть, в среднем через каждые 2-3 недели. Обычно болезни легкие, без осложнений.

Это говорит о том, что у ребенка все же существует стресс и к детскому саду он не подготовлен. Заболевания ребенка поможет снизить врач.

При тяжелой степени ребенок получает нервный стресс, вызывающий простудные заболевания. Ходит 2-3 дня в садик, потом сидит 2-3 недели дома. Это не худший вариант, есть и более длительные заболевания. В данном случае необходима помощь врача и/или психолога.

Причины тяжелой адаптации

  • Отсутствие режима.
  • Наличие своеобразных привычек.
  • Неумение занять себя игрушкой.
  • Несформированность культурно-гигиенических навыков.
  • Отсутствие общения с незнакомыми людьми.

Но в жизни бывает все сложнее. У нас был знакомый мальчик, который очень быстро развивался. В 3 года он правильно произносил все звуки и говорил предложениями. Причем взрослые удивлялись его знаниям. Секрет был в том, что он с года самостоятельно занимал себя прослушиванием детских пластинок.

Когда его отдали в детский сад, то он старался все время побеседовать с воспитателями, а им было некогда. Они сказали, что его нельзя водить в детский сад. Налицо дезадаптация.

Садик и стресс

Организм ребенка растет, постоянно развивается и изменяется. Это затрудняет определение стресса у детей. Симптомы стресса легко можно принять за характерные для растущего организма недомогания.

Но, все же существуют некоторые признаки, по которым  возможно определить, что ребёнок пребывает в состоянии стресса. Эти симптомы были подробно рассмотрены в предыдущих статьях, поэтому не будем повторяться. В любом случае без помощи родителей ребёнку самостоятельно не справиться со стрессом.5482_big

Адаптация детей к детскому коллективу

Что провоцирует стресс у ребенка?

В огромной степени – отрыв от матери.

Разлука → страх → стресс → расстройство адаптации → болезнь.

Когда ребенку исполняется 3 года, у него начинается кризис трехлетнего возраста, а мама должна идти на работу. В результате посещение детского сада приводит к сильному стрессу.

Возраст, в который надо отдавать в садик, строго индивидуален. У каждого ребенка свои особенности, своя подготовленность к садику. Имеет также значение, в каких условиях рос малыш, сколько детей в семье.

Во время стресса, в первую очередь, напрягаются мышцы головы, шеи, плеч. Проведите упражнение с ребенком в игровой форме.

Небольшое упражнение для снятия стресса у детей

Я в домике: «Во время стресса мы, будто черепахи, втягиваем голову в плечи, напрягаем мышцы лица и шеи, словно готовясь к защите, – скажите своему ребенку. – Постарайтесь опустить плечи и расслабить мышцы шеи – наклоните голову вперед, помассируйте пальцами кожу головы».

Неблагоприятные факторы

Чрезмерная опека приводит к тому, что он кроме мамы никого не признает.

Ослабленное здоровье тоже не позволит посещать детсад, в противном случае есть большой риск заработать хронический стресс, а следом и болезни.

Существуют дети с такой нервной системой, которые вообще не могут адаптироваться к детскому учреждению.

По мнению нашего знакомого опытного педиатра, много лет посвятившего этой трудной профессии, дети в семьях чувствуют, в каких можно болеть, а в каких нет. Так обычно у матерей, которые одни воспитывают детей, ребенок — “садиковский”.

Надежда — мой компас земной

Во всех этих нетипичных случаях не надо мамам винить себя за то, что не сумели подготовить ребенка. Разумеется, воспитывать такого малыша тяжелее и материально, и физически. Дома ребёнок, бесспорно, растет медленнее, чем на улице или детском саду. Фактически без помощи родных или близких мама ежесекундно включена в работу по уходу, что эмоционально может опустошать.

Но с возрастом здоровье у ребенка налаживается, а развитие дома оказывается не хуже детсадовского. Так что “терпение и труд — все перетрут”. Важно не воспринимать ребенка как обузу. Вон на Западе за наших детей уже 50 тысяч долларов платят. Гордиться надо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.