Адаптация детей к детскому коллективу

первый раз в детский сад

Первый раз — в садик

Адаптация – это приспособление организма к новым или изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта:

  • биологический и
  • психологический.

Поговорим, как происходит приспособление детей к коллективу сверстников, т.е. о проблеме социализации детей с точки зрения психологии и физиологии.

Самым трудным является поступление в детский сад, когда многие вещи ребенок решает впервые: остается без мамы в чужой обстановке с незнакомыми людьми и многое должен уметь делать самостоятельно.

Приспособляемость детей к детскому садику подразделяется следующим образом.

Степени адаптации

  • Легкая степень адаптации
  • Средняя степень адаптации
  • Тяжелая степень адаптации

При легкой степени у ребенка наблюдаются кратковременные и незначительные изменения в поведении, поэтому ребенок не болеет.

При средней степени не наблюдается нервных расстройств, но ребенок начинает очень часто болеть, в среднем через каждые 2-3 недели. Обычно болезни легкие, без осложнений.

Это говорит о том, что у ребенка все же существует стресс и к детскому саду он не подготовлен. Заболевания ребенка поможет снизить врач.

При тяжелой степени ребенок получает нервный стресс, вызывающий простудные заболевания. Ходит 2-3 дня в садик, потом сидит 2-3 недели дома. Это не худший вариант, есть и более длительные заболевания. В данном случае необходима помощь врача и/или психолога.

Причины тяжелой адаптации

  • Отсутствие режима.
  • Наличие своеобразных привычек.
  • Неумение занять себя игрушкой.
  • Несформированность культурно-гигиенических навыков.
  • Отсутствие общения с незнакомыми людьми.

Но в жизни бывает все сложнее. У нас был знакомый мальчик, который очень быстро развивался. В 3 года он правильно произносил все звуки и говорил предложениями. Причем взрослые удивлялись его знаниям. Секрет был в том, что он с года самостоятельно занимал себя прослушиванием детских пластинок.

Когда его отдали в детский сад, то он старался все время побеседовать с воспитателями, а им было некогда. Они сказали, что его нельзя водить в детский сад. Налицо дезадаптация.

Садик и стресс

Организм ребенка растет, постоянно развивается и изменяется. Это затрудняет определение стресса у детей. Симптомы стресса легко можно принять за характерные для растущего организма недомогания.

Но, все же существуют некоторые признаки, по которым  возможно определить, что ребёнок пребывает в состоянии стресса. Эти симптомы были подробно рассмотрены в предыдущих статьях, поэтому не будем повторяться. В любом случае без помощи родителей ребёнку самостоятельно не справиться со стрессом.5482_big

Адаптация детей к детскому коллективу

Что провоцирует стресс у ребенка?

В огромной степени – отрыв от матери.

Разлука → страх → стресс → расстройство адаптации → болезнь.

Когда ребенку исполняется 3 года, у него начинается кризис трехлетнего возраста, а мама должна идти на работу. В результате посещение детского сада приводит к сильному стрессу.

Возраст, в который надо отдавать в садик, строго индивидуален. У каждого ребенка свои особенности, своя подготовленность к садику. Имеет также значение, в каких условиях рос малыш, сколько детей в семье.

Во время стресса, в первую очередь, напрягаются мышцы головы, шеи, плеч. Проведите упражнение с ребенком в игровой форме.

Небольшое упражнение для снятия стресса у детей

Я в домике: «Во время стресса мы, будто черепахи, втягиваем голову в плечи, напрягаем мышцы лица и шеи, словно готовясь к защите, – скажите своему ребенку. – Постарайтесь опустить плечи и расслабить мышцы шеи – наклоните голову вперед, помассируйте пальцами кожу головы».

Неблагоприятные факторы

Чрезмерная опека приводит к тому, что он кроме мамы никого не признает.

Ослабленное здоровье тоже не позволит посещать детсад, в противном случае есть большой риск заработать хронический стресс, а следом и болезни.

Существуют дети с такой нервной системой, которые вообще не могут адаптироваться к детскому учреждению.

По мнению нашего знакомого опытного педиатра, много лет посвятившего этой трудной профессии, дети в семьях чувствуют, в каких можно болеть, а в каких нет. Так обычно у матерей, которые одни воспитывают детей, ребенок — “садиковский”.

Надежда — мой компас земной

Во всех этих нетипичных случаях не надо мамам винить себя за то, что не сумели подготовить ребенка. Разумеется, воспитывать такого малыша тяжелее и материально, и физически. Дома ребёнок, бесспорно, растет медленнее, чем на улице или детском саду. Фактически без помощи родных или близких мама ежесекундно включена в работу по уходу, что эмоционально может опустошать.

Но с возрастом здоровье у ребенка налаживается, а развитие дома оказывается не хуже детсадовского. Так что “терпение и труд — все перетрут”. Важно не воспринимать ребенка как обузу. Вон на Западе за наших детей уже 50 тысяч долларов платят. Гордиться надо.

Онлайн курс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.