Хуан и Хуанита

Существуют болезни души и тела. Зависимость — болезнь социума. В результате зависимости разрушаются и страдают близкие отношения. Не важно при этом, чем занимается человек, какого вида его зависимость.

Представьте, что открывается занавес, и на сцене появляются 2 актера. Актеры, это люди, которые играют роли. Как сказал Шекспир: «весь мир — театр, а люди в нем — актеры». Вспомните, мы постоянно играем роли. На работе одни, дома другие.

Каждому ролевому поведению обязательно соответствуют чувства, которые вызывают это поведение. У нас будут замечательные актеры. И у всех будут роли и чувства.

И так, на сцене появляются 2 актера. Представьте, что начался мексиканский сериал (365 серий в году). Мужчина и женщина. Они встречаются друг с другом, и между ними пробегает удивительная искорка.

Им хорошо вместе. Не важно, кто кого старше, или это не первый брак, или у кого-то уже есть дети. Все это не играет никакой роли. Они вместе. И наступает тот миг, когда они принимают решение поставить в паспорте штамп. И каждый из них мечтает, что его семья будет самая лучшая. .  Назовем их для удобства общения Хуан и Хуанита. И будут они мексиканцами  Свадьба, цветы-подарки, и наступают семейные будни. День за днем, месяц за месяцем.  И так получается, что в нашей сказке один другому садится на шею. А что значит фраза «сел на шею»? (Вопрос адресуется к залу).

То есть все функции семьи (стирка, уборка, приготовление еды, хождение по магазинам, ремонт, воспитание детей, оплата коммунальных услуг и т.д.) оказались на плечах у одного человека. У кого? Конечно же. У нашей Хуаниты.

Давайте проследим, как это происходит.

Стоит Хуанита на кухне, и горестно вздыхает: «нет мяса».

Взметнулась пыль столбом, и Хуан принес мясо. «Ты что принес!»:- восклицает Ханита, — Это же кости! Из чего я сделаю котлеты?!». Хуан вновь умчался. «Это же одна мякоть! а где же кости, из чего я сварю суп?!: — опять орет Хуанита. Хуан умчался, и принес все самое лучшее. «А ты за сколько купил? За сколько???!Отдай сюда сумку! Я сама все куплю — ты от жизни оторванный, неприспособленный..». » Ты куда молоток потащил?! Ты мне сейчас весь дом порушишь», «Какой ремонт! Ты же дальтоник! У тебя нет чувства гармонии  и т.д». А наш Хуан обидчивый и ранимый. «Ну раз ты такая умная, то и делай все сама». Он укладывается на диван, и читает газету. А Хуанита, как надоедливая муха, бегает вокруг и портит настроение вечным недовольством. Хуан пытается что-то делать по началу, все портит, и уже не пытается.  Достает из кармана шкалик. Бульк.  И хорошее у него настроение. Хуанита бегает, жужжит, а он ей еще и пинка под зад даст — все равно для не что не сделай, все плохо.

И лежит на диване Хуан, пьяный и довольный.  А вот уже в вытрезвитель попал. А вот уже и с работы выгнали. И берет он себе в нашей сказке роль «Алкоголик».

Для исполнения этой роли ему необходимо иметь в душе огромное чувство стыда (сказка «Маленький принц»). Это может показаться странным, но чувство стыда пропитывает всю его душу. Иногда этот человек даже не отдает себе отчета, что все его существование — один сплошной стыд. Это можно увидеть по его поведению. Как он прячет свои опухшие глазки, как суетливо что-то делает.  Вспомните себя на следующее утро, если у Вас случались алкогольные эксцессы. А какое будет у него поведение? Вот он не пьет день, второй- правильно. Агрессивно-раздражительное. Ему слова простого нельзя сказать. Он выпучивает глаза и орет. Что-то доказывает, в чем то оправдывается. Ему в каждом слове слышится упрек в его никчемности. (анекдот про Пятачка и Виннипуха).

И Алкоголик как пробка из бутылки выскакивает из дома, где все ему напоминает о том, какой он мерзкий. И он напивается. И чем больше у него чувство стыда, тем больше алкоголя ему надо, чтобы заглушить это чувство.

А какая же роль достается Хуаните? Роль человека, который отвечает за всю семью. Покровитель. Вы ее легко узнаете среди своих знакомых. Это бедная, несчастная женщина, которая страдает от сволочи-мужа. Она даже не хотела за него замуж выходить — принудил, гад.

Следующая отличительная черта: отвечает за все, но ничего не делает. Посуда не мыта, ремонт не делан, детишки не ухожены. «Ну не разорваться же мне на части.» А Алкаш ничерта не помогает.

Это типичная Жертва. Бедная, несчастная, страдающая. Она рассказывает соседям, как он мучил ее и детей, как он издевался над ее родителями, тварь неблагодарная. Зачем ей это надо?: Часть функций семьи берут на себя соседи — кто-то с детьми сидит, кто -то помогает чем может. Она приходит на работу, и кладут ее в подсобочку, чтобы она хоть на работе в себя пришла » всю ночь гонял, бил, издевался».  Конечно же за нее сделают часть работы, мы же не звери…

Бедная, несчастная страдалица…

А в душе у нее огромное чувство ярости. Ярости, направленной предметно на Алкаша. А так как он все реже бывает дома, то эта злость начинает срываться на тех, кто рядом: детях, коллегах по работе, родителях.  Это могут быть вспышки явной агрессии, но чаще бывает вариант скрытого садизма, интриганства.

Самая короткая сказка про жертву: «Красная Шапочка». Коротко напоминается сюжет.  А на самом деле шапочка у нее была не красная, а серая (из меха волка), просто носила она ее мясом наружу.

Рождается в этой семье первый ребенок. Маленький человечек пришел в этот мир, и у него есть два Бога, два любимых человека: Папа и Мама. И он видит и чувствует — его любимым людям плохо. Папа пьет и орет, Мама плачет.

И он чувствует, что должен помочь своим любимым людям. Он идет в школу, и по всем предметам учится на хорошо и отлично. Он ДОЛЖЕН быть лучше всех, чтобы глядя на него люди сказали: «какой хороший, значит, и семья у него хорошая.» А дома пьяный папа и несчастная мама. И ему часто просто стыдно пригласить к себе друзей, подружек, чтобы они все это не увидели.

Но как бы он не старался, какие бы пятерки не приносил, дома ничего не меняется. Поэтому мощное чувство ВИНЫ сопровождает его везде. Только это чувство распространяется на все вокруг  медальку серебряную получил, а мог бы золотую. Четверку получил по нелюбимому предмету, а мог бы пятерку. Подрался кто-то в классе — он виноват. Он же предводитель отряда.

Роль ему достается в этой сказке ГЕРОЙ. Он всегда лучше. Когда он вырастает, у него все получается хорошо, что касается социальной оценки. Глядя на него люди говорят: «Успешный, перспективный и т.д.». Для героя это необходимо как воздух. И у него все хорошо получается. Карьера, бизнес+но в его душе всегда присутствует комплекс «самозванца». Ему кажется, что на самом деле он всех обманул. Все, что он достиг — не его заслуга. И он как кошка, которая гонится за своим хвостом, всю жизнь гонится за счастьем. А счастья нет. Для счастья важно, чтобы в душе было ХОЧУ, а не ДОЛЖЕН. А он ДОЛЖЕН. Всегда. Всем. Все. У него трехэтажная дача с вертолетом на крыше и бассейном в подвале. А он мрачен. Он страдает. Потому что у Сидорова дача пятиэтажная с самолетом и на Канарских островах. Чему радоваться? Работать надо.

А теперь представим, что на некоторый промежуток времени Хуан и Хуанита помирились. Хуан собрал в кулак волю. И Хуанита, для поддержания эффекта или по каким либо другим соображениям рожает второго ребенка.

И вот приходит в мир новая Жизнь. Маленький Человечек, для которого в этом мире есть все те же два Бога, два любимых человека: Папа и Мама.

И ты искренне отдаешь им душу. Ты искренне делаешь для них все+А рядом всегда есть Сволочь, которая сделает это лучше чем ты. Лучше, потому что старше и больше умеет. И ничего ты не сделаешь с этим, хоть ты тресни+.

Какое чувство возникает в душе? ОБИДА.

И если уж так произошло, что старший занял все положительное внимание, остается только один способ привлечь к себе свою часть особого внимания. Противоположным способом. И берет второй ребенок себе роль КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ. Кажется, что все беды и неудачи семьи воплотились в нем.

И вот тут-то просто мистика какая-то+ Роды вторые были тяжелыми, ребеночек родился или переделанный, или недоделанный (все не так). А потом болел-болел+.Да как выздоровел: соседей поджег, школу на уши поставил+. Учителя говорят — вроде бы умный ребенок, но такое поведение+

А поведение обычное. Поведение садо-мазохиста. Он ведет себя так, чтобы его обязательно наказали. Допустим, что кто-то обидел ребенка-Героя. Он внешне не подаст вида. Он будет ждать подходящий момент, пока не представится возможность вырыть яму обидчику, да так, чтобы он как бы сам по себе туда упал. Внешне это все будет выглядеть пристойно, и Героя никто не сможет обвинить.

Если обидели Козла (причем незаметно, из под тишка), то в лоб он даст обидчику так, что будет видно всем вокруг. И его накажут. И он будет доказывать с пеной у рта, что не он начал. Но его все равно накажут. И он в очередной раз обидится на всех, замышляя очередную пакость. Это трудные подростки, состоящие на учете в детской комнате милиции. (Фильм «Маленькая Вера»). Надо обязательно нахулиганить там, где есть милиционер, чтобы обязательно поймали, наказали и поставили на учет. Иначе неинтересно. Когда Козел вырастет, он обязательно выберет профессию, связанную с восстановлением справедливости. Это военная, юридическая сферы. Или бандитизм.

Есть нюанс: генералами или ворами в законе будут Герои. Наш Козел, это вечный прапорщик, до которого постоянно не долетает повышение в силу разных причин.

А теперь представьте ситуацию. Герой медальку принес — в доме праздник. Козел соседей побил — дома горе. Герой машину купил — праздник. Козла соседи побили — горе. То праздник, то горе.

И среди всего этого рождается третий ребенок. А все бегают туда-сюда. То праздник, то горе.  И что же чувствует ребенок, когда вокруг все бегают туда-сюда? ОДИНОЧЕСТВО. Причем это не просто одиночество, а огромное, болезненное одиночество. Создавая отношения, мы рискуем, что объект нашего выбора может от нас уйти. В любой момент. Он не рискует. Для него разрыв отношений ужасен. Поэтому он их и не создает. А если и создает, то формально.

И роль ему достается ОТШЕЛЬНИК. Он как бы есть, и его как бы нет. Он никакой. Ни хороший, ни плохой. Он уверен, что никому в этом мире не нужен. В школе одни дети дерутся, другие дружат, а Отшельник сам по себе. Никому до него нет дела. Потому что он уверен — в этом мире он никому не нужен. Вы видели в своих школьных альбомах людей, с которыми вы проучились все время, а сказать о них ничего не можете? Это они и есть.

Если это девушка, то когда она вырастает и влюбляется — первая мысль, которая приходит ей в голову: «Я не нужна своему избраннику». Любимый для нее очень важен, и появляется страх его потерять, страх, что он от нее отвернется, ведь она не может быть кому либо нужна, особенно значимым для нее людям. Ее любимый завалит ее деньгами, любовью, цветами, подарками, но когда ни будь она поймает его взгляд, направленный на чью то попку, и в душе у нее все взорвется: «Так и знала — Я ему не нужна!!!.А как скрывал, скотина+» И она первая бросит его, потому что невыносимо, когда тебя бросают. И боясь одиночества, наш Отшельник постоянно будет в нем находиться.

Это очень хороший агент ФСБ. О нем никто ничего не знает, зато он знает обо всех все. Он знает, кто кого любит или не любит, у кого когда день рождения и т.д. И он обязательно поздравит, порадуется, а потом юркнет в свою норку. Он как бы в замочную скважину смотрит на эту жизнь, не принимая в ней участия. Чтобы не рисковать.

А теперь давайте представим, что в этой семье очередной скандал. Опять все плохо как всегда. Папа орет, мама рыдает. Герой мчится за медалью, Козел бежит громить ларьки, Отшельник впадает в отстраненную медитацию. И среди всего этого рождается очередной маленький человечек. И он самый беззащитный. Все знают, что делать в случае скандала, а он нет. Он самый маленький. И что чувствует этот ребенок, будучи самым незащищенным, самым слабым, самым маленьким? Правильно. СТРАХ. Просто страх (или тревогу — неопредмеченный страх).

И какое же у него будет поведение? Помните русские народные сказки? «Старший — умный был детина, средний был и так, и сяк. А младший — вовсе был дурак+». Дурак дураком, а тем не менее в сказках он оказывался успешнее всех. Ему везло. А на самом деле страх в его душе рождает шестое (животное) чувство — мощную интуицию.

И все таки в нашей сказке он берет себе роль эдакого придурковатого весельчака. КЛОУНА. На стульчик залезет и стишок расскажет пока все делом заняты. Станцует, песенку споет. Ответственности у него никакой. За него все сделают, все решат. И за этим дурашливым клоунским поведением стоит страх. Для него невыносимо, когда все ходят с угрюмыми лицами. «Пусть лучше смеются, чем орут+».

Все те вышеописанные роли — это не карма, это не гены и не гороскопы. Это привычные стереотипы поведения, усвоенные в семье с напряженными отношениями. И если наш КЛОУН мужественно через всю жизнь пронес эту роль, ее не изменив, то в пожилом уже возрасте о нем говорят: «Это какой то придурок». Он ходит и хихикает к месту и не к месту. Поручить ему ничего нельзя. Пригласили тамадой на свадьбу (он же весельчак такой). Напьется первым. Еще до того как жених в невестой за стол сядут он уже будет под столом. Это стандартный массовик-затейник в каком ни будь захудалом санатории.

Таким образом получилось шесть ролей. Шесть разных чувств. Шесть элементов системы, называющейся «Алкогольная семья».

А есть другие сказки. И если в семье 2 ребенка, то первому достанется роль Героя. А кода родится второй, Герой почувствует себя брошенным, не нужным. Одним словом Героем-Отшельником. А второй родился каким то «недоделанным, и в жизни у него ничего серьезного не получается. Вот и Козел-Клоун. А если первый ребенок от неудачного брака, а второй для укрепления новой счастливой семьи, то первый будет одиноким Козлом, а второй Героем -Клоуном. И т.д. А если это единственный ребенок в семье, то все четыре роли будут вызывать у него чувство периодической непонятной депрессии. В школе он Герой, дома Отшельник, на улице Козел, в компании Клоун. Он и сам уже не знает — где он и кто он.

И вот в нашей сказке происходит событие. Хуанита читает рекламу, что алкоголизм излечим. И сдает Хуана в психиатрическую лечебницу. Там его подшивают. У психотерапевта со страшными глазами кодируют. У мага-целителя со страшными глазами отвораживают от водки по фотографии на 100%. И контрольный выстрел в голову — пропротен 100 и чай «Петрович». И не пьет Хуан. Совсем не пьет.

А слышали ли вы, что у алкоголиков руки золотые? «Такой специалист, такой мастер! Такой талантище! Вот если бы не пил+». И не пьет Хуан. И где же он теперь? Правильно. На работе. Днем и ночью. Летом и зимой. И ничего не изменилось. Все так же мечется по квартире злющая Хуанита. Денег больше не стало (алкоголики, когда бросают пить, часто становятся очень прижимистыми). Все то же самое. Просто поменялся фантик (название зависимости).

Другое развитие событий. Хуан, протрезвев, огляделся вокруг и сделал попытку включиться в жизнь семьи. Осмотрелся трезвыми глазами, и говорит: «А чего это ты жирная такая? А почему неряшливо одета? А давай я ремонт сделаю, он же сто лет не делан, а давай я в магазин схожу, а то дома шаром кати, есть нечего.» И что же ответит Хуанита?

— Да лучше бы пил. Невыносимый характер сделался. Все ему не так! Ты куда детей потащил? Чему ты их научишь — под забором валяться?

— Да я же не пью — отвечает Хуан.

— А ты что, не помнишь как пил? Отдай сюда детей.

И запил наш Хуан осознанно. И разводится Хуанита. И никто теперь среди ночи не ломится на бровях домой.

Но почему Хуанита не расправит плечи и не скажет — «Я счастлива!»? Да потому что тут же соседи вернут ей все функции, которые они выполняли в качестве помощи. Она придет на работу, и ее заставят работать, выполнять все то, что она должна выполнять+

Позиция жертвы очень заманчива. Но как ей быть несчастной, если причина страданий (Хуан) исчезла?

Один из способов сохранить эту позицию — снова выйти замуж. За бабника, трудоголика, или еще какую-нибудь сволочь (измельчал мужик).

Второй вариант: Хуанита идет к врачам. Ко всем сразу. И ставят ей диагноз: «Церебральный арахноидит с диэнцефальными пароксизмами и распространенным остеохондрозом с защемлением седалищного нерва и усыханием левой ноги на 1 мм». Причем нога то усохнет, то опухнет. Процесс нестабильный.

И лежит на диване больная Хуанита. И у нее четыре танометра на руках и на ногах. И давление у нее то поднимется (и тогда она умирает), то опустится (и тогда она никакая). Дома все так же. Ничего не мыто и не стирано. Все как было при Хуане так и осталось. Она сохранила свою роль Жертвы.

Но семья это система. И если нет человека, который должен исполнять роль зависимого, то эта роль найдет кого-то из присутствующих. Вы думаете — кого? Правильно. Кого-то из детей. И это самое страшное, потому что каждый родитель мечтает о том, что его дети будут жить хорошо. И роль эта достается ребенку неосознанно. Чаще всего это будет любой ребенок кроме героя. Герой уедет в другой город (институт, суворовское училище, замуж выйдет и т.д.) лишь бы быть подальше от источника своего неприятного чувства вины.

И как же перейдет эта роль? Представьте себе красивую стройную девушку. А перед ней на четвереньках стоит полупарализованная мать, которая причитает: «Я тебя растила — кормила, на пяти работах работала, с твоим отцом-алкашем жизнь себе поломала, чтобы хоть ты то радость в жизни увидела». И что же почувствует ребенок, глядя на умирающего мучительной

смертью для твоего блага родителя? Можно разумом понимать, что Вы не просили, чтобы вас рожали. Но возникают в душе далеко не лучшие чувства+.

А теперь представим, что Герой в нашей сказке — это молодая девушка. Она создает свою семью. Она выбирает человека правильного, не пьющего, перспективного из хорошей семьи. И она говорит: » Дай, дорогой, я все постираю, поглажу, помою, денег заработаю, ремонт сделаю, детей воспитаю, чтобы МОЯ семья была правильной. Чтобы в ней дети были счастливыми, а не как в семье моих родителей.

Я ночей спать не буду, я буду землю грызть, я убью все свои простые человеческие радости, я буду все круглосуточно контролировать, чтобы всем было хорошо. Да я сама СДОХНУ, но в нашей семье ДЕТИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!!!!»

И что же происходит? Правильно. То же самое. Но только дети алкоголиков не будут употреблять алкоголь. Папа будет большим начальником, вечно в командировках и на симпозиумах. Мама — располневшая домохозяйка, которая ест «болюсы Хуато» от неизвестных пока еще медицине заболеваний. Дом — полная чаша. Внешне очень приличная семья. А вот дети+. Один с бандитами связался, другая таскается с кем попало+.

И удивляются люди: «Сглазил кто? Природа на детях отдыхает». А на самом деле это просто под разной личиной передается система отношений. Установка : «Я убью себя для счастья своих детей». И когда родитель убивает себя (свои желания, свою радость жизни), дети делают так же. А уж какой способ они изберут — им решать.

Не может родитель сделать ребенка счастливым. Родитель может только показать своим детям, КАК можно ДЕЛАТЬ СЧАСТЛИВЫМ СЕБЯ. А теперь вернемся к началу сказки. Представим, что встретились Хуан и Хуанита. Создали семью. И с чего начнется их семейная жизнь? Правильно.

Они делят функции семьи ПОРОВНУ. И у каждого из них появляется 50% СВОБОДНОГО времени. Время, которое каждый может потратить на себя. НА СВОИ ЖЕЛАНИЯ, ХОББИ, УВЛЕЧЕНИЯ.

Читайте в нашем блоге:

1. Психовидиофотокомпьютерная диагностика «ВИДИКОР»

2. Как узнать свое психологическое состояние на сегодняшний день?

3. МОЯ МАМА ТИРАН      письмо на  сайт (Данная  переписка  печатается  с  согласия  Татьяны)

4. ЦИРК БАБОЧЕК. Обратите внимание!!!!

5 .   Конфликт  детей  с  родителями.

6. Эмоциональный  контакт  родителей  и  детей.

7. Социальные  факторы.

8. Роль  пола  и  возраста  в  формировании детских неврозов

9. Я сюда больше никогда не вернусь

10. Суицид или  самоубийство.

Запись опубликована в Среда, 05 Дек 2012 в 15:46, рубрика - Новости, Психология.
Вы можете подписаться на RSS 2.0 или оставить trackback.

  • РЕКЛАМА

Комментарий будет первым.

Комментировать

top.gigmir.net TOP 100 Счетчик тИЦ и PR