Любопытный психологический эксперимент…))

Любопытный психологический эксперимент…))

Текст полностью:

Очень часто люди совершают поистине ужасные вещи только потому, что им об этом говорят «лидеры», «гуру» и «авторитеты». Что самое интересные, как правило эти «авторитеты» не пугают и не угрожают, они просто говорят. И люди делают, часто превращаясь при этом в зверей. «Авторитеты» оказывают на людей очень сильное давление и контролируют их поведение. Это происходит на всех уровнях: от уровня государства, контролирующего поведение своих граждан, и до уровня неформальных БДСМ тусовок, где тоже, естественно, есть свои «гуру» и «авторитеты». И толпа, слушающая их и верящая их словам.

Как же это происходит?

Часть I
Эксперимент Милграма

Это общее название цикла экспериментов, проведенных в 1963 году американским психологом Стенли Милграмом (Stanley Milgram) из Йельского университета. Он задался вопросом: сколько страданий самые обычные нормальные люди, такие как мы с вами, готовы причинить другим обыкновенным, совершенно невинным людям — если подобное причинение боли санкционировано «авторитетами»?

В этом эксперименте была наглядно продемонстрирована неспособность подавляющего большинства обычных людей открыто противостоять «авторитету», который приказывал им выполнять жестокие задания — несмотря на сильные страдания, причиняемые другому человеку. Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения «авторитетам» укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания несмотря на то, что вследствие противоречия моральным и этическим принципам они сами испытывали сильный внутренний конфликт и моральные страдания.

История

Стенли Милграм начал свои исследования чтобы дать ответ на вопрос как получилось, что нормальные, добропорядочные и законопослушные немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. После отладки методики своих экспериментов в США Милграм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он предполагал, в силу особенностей национального характера весьма склонны как к насилию, так и к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене (штат Коннектикут) эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет никакой необходимости. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милграм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».

Впоследствии эксперимент Милграма много раз повторялся в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и все результаты оказались точно такими же, как и в Америке. Подробный отчёт об этих экспериментах опубликован в книге Стенли Милграма «Obedience to Authority» (1973) или, например, в книге Миуса и Рааймэйкерса (Meeus W. H.J, & Raaijmakers Q. A. W. (1986). «Administrative obedience: Carrying out orders to use psychological-administrative violence». «European Journal of Social Psychology», 16, 311-324).

Эксперимент

Внешне эксперимент очень прост. Испытуемым участникам он был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и подставной актер, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать наизусть пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку разрядом электрического тока. Электрическая система была собрана так. что первый удар производился током под напряжением 45 вольт. Напряжение каждого последующего удара «учитель» обязан был всякий раз увеличивать на 15 вольт вплоть до величины 450 вольт, и когда напряжение достигало этой величины, то при следующем нажатии кнопки установка выключалась.

В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и подставным актером «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём «жребий» был подстроен так, что испытуемому всегда доставалась роль «учителя». После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Перед началом эксперимента как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар тока напряжением 45 вольт.

После этого «учитель» уходил в другую комнату, отделенную от помещения ученика перегородкой, и начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание. При каждой ошибке «ученика» «учитель» нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актер, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары). Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В.

Рядом с «учителем» стоял стол, за которым находился исследователь. Для повышения своего авторитета исследователь одевал белый лабораторный халат, в то время как «учитель» и «ученик» оставались в повседневной одежде. На столе исследователя находился контрольный пульт с большим количеством разноцветных мигающих лампочек, в большинстве своем декоративных. Единственными функциями этого пульта была скрытая подача необходимых сигналов актеру и выключение установки «учителя» если что-то пойдет не так. Исследователь давал указания «учителю» что делать.

Важный момент — участниками эксперимента были в большинстве своем белые совершеннолетние граждане среднего класса, в основном студенты. Участие в эксперименте было строго добровольным, за участие в нем испытуемые не получали никакого вознаграждения. По условиям эксперимента испытуемый мог в любой момент прервать свое участие в эксперименте, не подвергаясь за это никакому наказанию.

По предварительной договоренности исследователь незаметно сообщал актеру о достижении уровня напряжения «150 вольт», и актер-«ученик» начинал требовать прекратить эксперимент. Однако вслух экспериментатор говорил «учителю» о том, что эксперимент, не смотря ни на что, необходимо продолжать.

По мере увеличения напряжения актер разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, кричал, чтобы эксперимент прекратили. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом экспериментатор строго следил за нейтральностью своих слов, чтобы никакие из них не могли быть истолкованы как угрозы сомневающимся «учителям» либо как обещания какой-либо награды за участие в этом эксперименте.

Прогнозы

За несколько дней до начала своего эксперимента Милграм попросил нескольких своих коллег (студентов-выпускников, специализирующихся в области психологии в Йельском университете, где проводился эксперимент) ознакомиться с планом исследования и попробовать угадать, сколько испытуемых-«учителей» будут, несмотря ни на что, увеличивать напряжение разряда до предела (450 вольт). Большинство опрошенных психологов предположили, что таким образом поступят от одного до двух процентов всех испытуемых.

Также были опрошены 39 практикующих психиатров. Они дали ещё менее верный прогноз, предположив, что не более 20% испытуемых продолжат эксперимент до половины напряжения (225 В) и лишь один из тысячи повысит напряжение до предела. Следовательно, никто не ожидал поразительных результатов, которые были получены.

Результаты

Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к эксперименту, даже самого Милграма. Вопреки всем прогнозам, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом учёного и наказывали «ученика» электрошоком даже после того, как тот начинал громко кричать от боли и бить в стенку ногами.

В одной серии опытов 25 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Ещё большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в эксперименте испытуемых не отказался играть роль «учителя», когда «ученик» лишь начинал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда «ученик» отвечал на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-«учителя» продолжали нажимать кнопку. Один испытуемый остановился на напряжении в 300 В, когда жертва начинала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!», а те, кто после этого остановились, оказались в явном меньшинстве.

Общий результат выглядел следующим образом: один испытуемый остановился до 300 В, пятеро отказались подчиняться после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 25 из 40 дошли до конца шкалы.

При этом единственной мотивацией испытуемых было давление авторитета исследователя. Испытуемые участвовали в экспериментах совершенно добровольно и не получали никакого вознаграждения за них.

Дополнительные эксперименты

В 2002 году Томас Бласс из Мэрилендского университета опубликовал в журнале Psychology Today сводные результаты всех повторений эксперимента Милграма, сделанных в США и за их пределами. Выяснилось, что до конца шкалы доходят от 61% до 66% испытуемых независимо от времени и места.

Предположения

Для объяснения проявленной испытуемыми жестокости было высказано несколько предположений.

— Испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета.
— Все испытуемые были мужчинами, поэтому имели биологическую склонность к агрессивным действиям, насилию и жестокости.
— Испытуемые не понимали, насколько сильный вред, не говоря о боли, могли причинить «ученикам» столь мощные электрические разряды.
— Испытуемые просто имели склонность к садизму и наслаждались возможностью причинить страдание.

При дальнейших экспериментах все эти предположения не подтвердились.

Оказалось что результаты совершенно не зависели от авторитета университета. Милграм повторил эксперимент, сняв помещение в Бриджпорте, штат Коннектикут под вывеской «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта» и отказавшись от каких-либо ссылок на Йельский университет. «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта» представлялась коммерческой организацией. Результаты изменились не сильно: дойти до конца шкалы согласились 48% испытуемых.

Другой эксперимент показал, что пол испытуемого не имеет решающего значения; «учителя»-женщины вели себя точно так же жестоко, как и мужчины в первых экспериментах Милграма. Это развеяло миф о мягкосердечии женщин.

В ходе эксперимента люди осознавали опасность электрического тока для «ученика». Для проверки этого еще в одном эксперименте изучалось предположение, что испытуемые недооценивали потенциальный физический вред, причиняемый ими жертве. Перед началом дополнительного эксперимента актеру-«ученику была дана инструкция перед началом эксперимента заявить, что у него больное сердце и он не выдержит сильных ударов током. В процессе эксперимента «ученик»» начинал кричать: «Всё! Выпустите меня отсюда! Я говорил вам, что у меня больное сердце. Моё сердце начинает меня беспокоить! Я отказываюсь продолжать! Выпустите меня!». Однако поведение «учителей» не изменилось; 65% испытуемых добросовестно выполняли свои обязанности, доводя напряжение до максимума.

Предположение о том, что испытуемые имели нарушенную психику, также было отвергнуто как не имеющее под собой оснований. Люди, откликнувшиеся на объявление Милграма и изъявившие желание принять участие в эксперименте по изучению влияния наказания на память, по возрасту, профессии и образовательному уровню являлись среднестатистическими гражданами. Более того, ответы испытуемых на вопросы специальных тестов, позволяющих оценить личность, показали, что эти люди были вполне нормальными и имели достаточно устойчивую психику. Фактически они ничем не отличались от обычных людей или, как сказал Милграм, «они и есть мы с вами».

И уж совершенно точно испытуемые садистами не были.

Предположение, что испытуемые получали наслаждение от страданий жертвы, было опровергнуто несколькими экспериментами.

— Когда экспериментатор-«авторитет» уходил, а в комнате оставался его «ассистент», лишь 20% соглашались на продолжение эксперимента.
— Когда испытуемому давали право самому выбирать напряжение, 95% оставались в пределах 150 вольт.
— Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20%). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты.
— Если испытуемый оказывался перед двумя исследователями, один из которых приказывал остановиться, а другой настаивал на продолжении эксперимента, испытуемый прекращал эксперимент.

Если Милграм прав

И участники эксперимента такие же обычные люди как мы, то вопрос: «Что может заставить людей вести себя подобным образом?» — приобретает личный характер: «Что может заставить нас поступать таким образом?». Милграм уверен: причиной всему глубоко укоренившееся в нас сознание необходимости повиновения «авторитетам». По его мнению, в проводившихся им экспериментах решающую роль играла неспособность испытуемых открыто противостоять «авторитету» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал испытуемым выполнять задание, несмотря на сильную боль, причиняемую «ученику».

Милграм приводит веские доводы, подтверждающие его предположение. Ему было очевидно, что, если бы исследователь не требовал продолжать эксперимент, испытуемые быстро вышли бы из игры. Они не хотели выполнять задание и мучились, видя страдания своей жертвы. Испытуемые умоляли экспериментатора позволить им остановиться, а когда тот им этого не разрешал, то продолжали задавать вопросы и нажимать на кнопки. Однако при этом испытуемые покрывались испариной, дрожали, бормотали слова протеста и снова молили об освобождении жертвы, хватались за голову, так сильно сжимали кулаки, что их ногти впивались в ладони, кусали губы до крови, а некоторые начинали нервно смеяться. Вот что рассказывает человек, наблюдавший за ходом эксперимента:

«Я видел, как в лабораторию вошёл солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим это». И тем не менее он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался»
Милграм, 1963

Милграм провёл несколько дополнительных экспериментов и в результате получил данные, ещё более убедительно свидетельствующие о верности его предположения.

— Испытуемый отказывался подчиняться человеку своего уровня

В одном из экспериментов он внес в сценарий существенные изменения. Теперь исследователь велел «учителю» остановиться, в то время как жертва храбро настаивала на продолжении эксперимента. Результат говорит сам за себя: когда продолжать требовал всего лишь такой же испытуемый, как и они, испытуемые в 100% случаев отказались выдать хоть один дополнительный электрический разряд.

В другом случае исследователь и второй испытуемый менялись ролями таким образом, что привязанным к креслу оказывался экспериментатор. При этом второй испытуемый приказывал «учителю» продолжать, в то время как исследователь бурно протестовал. И вновь ни один испытуемый не прикоснулся к кнопке.

— При конфликте авторитетов испытуемый прекращал действия

Склонность испытуемых к безоговорочному повиновению авторитетам была подтверждена результатами ещё одного варианта основного исследования. На этот раз «учитель» оказывался перед двумя исследователями, один из которых, в то время как жертва умоляла об освобождении, приказывал «учителю» остановиться, а другой в то же самое время настаивал на продолжении эксперимента. Противоречивые распоряжения приводили испытуемых в замешательство.

Сбитые с толку испытуемые переводили взгляд с одного исследователя на другого, просили обоих руководителей действовать согласованно и отдавать одинаковые команды, которые можно было бы выполнять без раздумий. Когда же исследователи продолжали «ссориться» друг с другом, «учителя» пытались понять, кто из них двоих «авторитетнее» и, соответственно, чьи указания следует исполнять. В конечном итоге, не имея возможности сделать выбор, каждый испытуемый-«учитель» начинал действовать исходя из своих лучших побуждений, и прекращал наказывать «ученика».

Как и в других экспериментальных вариантах, такой результат вряд ли имел бы место, если бы испытуемые являлись садистами или невротическими личностями с повышенным уровнем агрессивности.

Другие варианты эксперимента

— В других вариантах в эксперименте кроме испытуемого участвовали также один или два дополнительных «учителя». Их тоже играли актеры. В варианте, когда актер-«учитель» настаивал на продолжении, только 3 из 40 испытуемых прекратили эксперимент. В другом случае двое актеров-«учителей» отказывались продолжать эксперимент — и 36 из 40 испытуемых делали то же самое.

— Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20%). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты. Послушание также уменьшилось, когда «ученик» находился рядом с «учителем». В опыте, в котором «учитель» держал «ученика» за руку, до конца дошли только 30% испытуемых.

— Когда один экспериментатор был «учеником» и требовал прекратить эксперимент, а другой экспериментатор требовал продолжать — 100% испытуемых эксперимент прекращали.

— Когда от испытуемого требовалось передавать приказы «учителю», а не нажимать на кнопку самому, отказались это делать только 5%.

Выводы

По мнению Милграма, полученные данные свидетельствуют о наличии у людей феномена послушания: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета» (Milgram, 1974).

И это поистине страшно.

Запись опубликована в Воскресенье, 08 Июл 2012 в 03:23, рубрика - Новости.
Вы можете подписаться на RSS 2.0 или оставить trackback.

  • РЕКЛАМА

2 комментария на “Любопытный психологический эксперимент…))”

  1. Марина сказал:

    это действительно страшно. А главное,что невозможно это изменить

  2. co-that сказал:

    По большому счёту я с вами согласен. Просто некоторым кажется, что им обязательно надо чем-то выделиться из общей массы. А чем выделяться, это уже не важно.

Комментировать

top.gigmir.net TOP 100 Счетчик тИЦ и PR