Внутренний конфликт.

По данным  многих  авторов,  основную  роль  в этиоптогенезе  невроза  играет  внутренний  конфликт, который  представляет  собой   несовместимость, столкновение противоречивых  отношений  личности.  Первые  пробы  понять  психологическое содержание  внутреннего  конфликта  принадлежит психоаналитикам. Именно  Фрейд  первым            рассматривал  невроз,  как  страдание противоречивого  развития  личности.  Невротический  конфликт  возникает,  когда  стремление  к          безопасности  противоречит  стремлению  к  удовлетворению   желаний,  и  тогда  с  целью  решения  конфликта  вырабатывается  определенная  стратегия  поведения.  Двойственность  или  противоречивость  мотивации,  что   способствует  внутреннему  конфликту,  подчеркивается и тем, что  с      одной  стороны ребенок  желает независимости; с  другой  стороны – хочет  избежать  независимости,  потому, что  она  приведет к отчуждению.     Отчуждение  личности  от  «самости» (самый центр  сознательного и бессознательного),  перевес  в  ней  идеализированного  «Я»,  что    является продуктом  иррационального  представления  индивида.

Переживания  при  внутреннем  конфликте   становятся  болезненными,  если  занимают  центральное   или,  по крайней мере,  значимое  место  в  системе  отношений  личности ребенка  и  действительности.  Их  значимость  —  условие   аффективного  напряжения  и  аффективной реакции. Условно   внутренний  конфликт    можно  разделить  на   конфликт  интересов (предпочтений),  потребностей,  возможностей  и  влечений. Конфликт  интересов   часто  представлен  ситуацией, когда  родители  не   учитывают  половых предпочтений  детей,  воспитывая  их, как  «бесполых  существ»,  или   же   девочку  как  ожидаемого ранее  мальчика, и  наоборот.   Конфликт  интересов  часто  дополняется  конфликтом  возможностей,  в   котором  задействованы  способности  ребенка  к  определенному  виду  деятельности.  Типичным  примером этого  может быть неудовлетворение  родителей-инженеров   или   физиков  тем,  что  ребенок — гуманитарий  проявляет  интерес только  к  филологии  или  истории.  Примерами   конфликта  интересов    могут  быть конфликты  самоутверждения,  признания,  защиты  единства — Я.  Характерным  при  неврозах  есть конфликт  влечений,  который  заключается  в  столкновении  у   подростков  сексуального  влечения   с   моральными   нормами  и  ограничениями.

 

Динамику      внутреннего  конфликта  можно   представить  таким образом:

 

                                                                                                                      1) наличие   психотравмирующих   жизненных  обстоятельств  или   событий;                                                                                                                                                2) трудность,  невозможность  их  решения  силами   ребенка, что  приводит  к  хроническому   ощущению   усталости   и   напряжения;                                                   3) столкновение   противоположно  направленных  мотивов,   желаний,  устремлений,   что  порождает   эффект   фрустрации,   внутреннего    беспокойства;

4) появление  чувства  неудовлетворенности   собой,  усиление беспокойства   и  аффективной  напряженности;                                                                                                                                 5) неустойчивость  самооценки,  в  основном  ее  понижение, пессимистичность перспективы;

6) колебание  в принятии  решений,  неуверенность  в  себе;                                          7) повышение  чувствительности,  в   виде  непереносимости  определенных  жизненных  обстоятельств  и  событий,   или   аффективно  заостренного  типа  реагирования.

Если   первый  и  второй   пункты  рассматриваемой   динамики внутреннего  конфликта   означают   стресс,  то  начиная  с   третьего пункта – фрустрации, — он превращается   в   дистресс – более-менее  стойкое  эмоциональное  расстройство. Сам  ребенок  не  может  выйти  из  этого  состояния,  поскольку  не  устраняются   психотравмирующие  условия  жизни, и  в  нем  нет  достаточного  жизненного  опыта.  Вместе  с тем,  нарастающий   аффект,  как    производное  переживаний,  блокирует  решения  и  способность  переносить  аналогичные  переживания  в   дальнейшем.

                         Нервно-психическое напряжение.

Напряжение,  появляющееся  в  результате  неправильного  воспитания  и  конфликтов,  в  отличие  от  таких  предшествующих источников,  как  конституционально —  и   антенатально  —  измененной  нервно-психической  реактивностью  при  невропатии,  перинатальной  и  постнатальной  органической  церебральной   патологией,   генетически  трудным  сочетанием,  имеет  перспективу   к  нарастанию  с   возрастом   детей.   Патогенным,  в  первую  очередь,  является  — блокирование  активности, отсутствие  эмоционального  отреагирования,   чрезмерная  стимуляция  возможностей  и  воспитания,  в  целом,  что  не  отвечает  особенностям  темперамента,  характера  и  формирования личности.  Нервное  напряжение  может   возникнуть  и  в  результате  психологического  заражения  или индукции  —   непроизвольного  усвоения  нервного  состояния  взрослых  и  сверстников,    с  которыми  ребенок  находится  длительное  время  в  контакте.

Вместе  с  внутренним  конфликтом,  проблемами  общения  и        неблагоприятным  стечением жизненных  обстоятельств,   это  позволяет  говорить   о  появлении  неудачного, травмирующего  жизненного  опыта  или состояния  хронического  стресса (дистресса),  как  основного   источника  патогенного  напряжения  при  неврозах.  Последствием  хронического психического  напряжения  будет  нарастание  астенических  нарушений,   которые   фиксируют  переживания  и  затрудняют  дальнейшее  обновление  нервно-психических  сил.  Одновременно  уменьшается  психическая  толерантность   к  продолжительному  действию  стрессовых  факторов,  нарастают  беспокойство и  эмоциональная  неустойчивость,  появляются  или  усиливаются  вегетососудистые  и  соматические нарушения,  снижаются  общая  выносливость  и сопротивляемость  организма.   В общем,  это  позволяет  говорить   о  появлении  развернутой  клинической  картины  невроза.

О  перерастании  длительного  действующего  психического  стресса  в  невротический,  патогенно (болезнетворный)  – каузальный (причинный) стресс  позволяет   судить  о   динамике  последующих  психогенных  изменений:

 

1) перенапряжение  психофизиологических возможностей  и  систем  организма;                                                                                                                      2) аффективная  переработка  жизненного  опыта (в  виде  фиксации переживаний,  эмоциональной  неустойчивости  и  беспокойства);                                                                                                                3) повышенние  чувствительности   к   действию  дальнейших  угроз  для —   Я;                                                                                                                           4) реактивное,   психогенно — обусловленное  изменение  отношения  к  себе  и  другим (формирование  неуверенности  в  себе,  аффективно – тревожного  и  эгоцентрично — защитного  типа  восприятия);                                                                                                                              5) появление  защитно – избегающей   мотивации   поведения  (когда ребенок  «не слышит»,  не  реагирует  на  травмирующие  стимулы  из  внешней   среды – феномен «избирательного  невнимания»,  когда  ребенок избегает  трудностей  и  неудач, способных  понизить  еще   в   большей  степени   чувства — Я,  когда  боится  и  чувствует  себя  неуверенно  в  новых,  непривычных   ситуациях  общения);                                                                                                        6) снижение  жизненной   активности,  энергии,   биотонуса,   изменение  реактивности  и  развитие  центральных  патофизиологических  изменений  функциональной  природы;

7) нарушение  регуляторных  и  приспособительных   нервно-психических   механизмов. 

(продолжение  следует)                                                            

Запись опубликована в Понедельник, 02 Апр 2012 в 00:29, рубрика - Детские неврозы.
Вы можете подписаться на RSS 2.0 или оставить trackback.

  • РЕКЛАМА

Комментарий будет первым.

Комментировать

top.gigmir.net TOP 100 Счетчик тИЦ и PR