Психологические факторы. Преморбидные особенности личности ребенка.

По словам Э. Кречмера, «психология неврозов – это психология людского сердца в общем». Именно поэтому своеобразие ребенка до болезни неврозом, его личностный преморбид (предшествующее и способствующее развитию болезни состояние), есть один из центральных факторов, которые помогают установить и проанализировать всю картину формирования заболевания. Важно отметить, что роль преморбидных (на грани здоровья и болезни) особенностей при неврозах не так выражена, как например, при психопатиях, поэтому в данном случае целесообразнее будет выделить взаимодействие формирования определенных личностных качеств ребенка с травмирующими ситуациями. Более сложным, чем проблема невроз – психопатия, есть тема про роль в формировании неврозов акцентуаций характера, как крайних вариантов нормы. Как и в случае психопатии, наличие акцентуаций характера в условиях психотравматизации может быть способствующим для возникновения и дальнейшего развития невроза. По отдельным типам акцентуаций отвечают соответствующие формы невротических нарушений.

Выделен целый блок преморбидных признаков, которые передают невроз:

1) особенности волевой сферы (активность, решимость, целенаправленность, склонность к фантазированию:

2) особенности эмоциональной сферы (тревожность, сензитивность (особая чувствительность), лабильность (неустойчивость) и длительность эмоций);

3) ступень эмоционального контроля (импульсивность, экспансивность (непосредственность));

4) особенности коммуникативных привычек (товарищество, потребность в контактах, доверчивость, откровенность, агрессивность);

5) способность личности к адаптации и компенсаторные психологические механизмы (фрустрационная толерантность (индивидуальный опыт в разрешении сложных ситуаций), избегание конфликтов).

 

В общем, преморбидное своеобразие детей может складываться со следующих факторов:

1).Особенности темперамента:

— эмоциональность. Высокая эмоциональность порождает чуткое отношение к проблеме общения – ранней разлуки с матерью, недостаточность внимания и любви со стороны родителей, непринятие со стороны сверстников. Эмоциональная чуткость проявляется в выраженной потребности в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких. Неудовлетворенность этих потребностей приводит к таким проявлениям невроза, как страх одиночества, или страх неразделенности чувств, эмоциональное не восприятие и изоляция; – впечатлительность, как проявление эмоциональной памяти, способствует фиксации многих, в первую очередь, неприятных событий, когда ребенок долго помнит обиду, страх, мысленно часто возвращается к пережитому, не имея возможности отвлечься от этого или переключиться.

2) Особенности характера:

— выраженность чувства «Я» – это ранние проявления чувства личного достоинства, желание иметь собственное мнение, самостоятельности, раннее понимание личных особенностей от окружающих. Такие дети всегда имеют свою точку зрения, активные в достижении поставленной цели. Они болезненно воспринимают ограничение их чувств «Я», подавление, диктат, чрезмерный контроль и опеку, проявляя несогласие с подобным отношением к ним упрямством, либо уходом в себя. Эти дети проявляют некую зависимость от похвал, оценок и взглядов других людей:

– щедрость. Подобные дети наивны и нехитры, откровенны и абсолютно избавлены от конформности и лицемерия; – импрессивность – склонность к внутренней переработке, накопления негативных переживаний. Импрессивность предполагает отсутствие быстрой эмоциональной реакции в ответ на действия, которые беспокоят ребенка.

3). Характерные особенности:

— беззащитность проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда ребенок неспособен защитить себя, ответить на оскорбление. — гуманистическая направленность формирования личности представляет собой комплекс таких черт, как дружелюбность, честность, сопереживание, обязательность, альтруизм. Такие дети всегда переживают за других, принимают чужую боль как свою. К этому следует добавить, что несоответствие в воспитании уникальности темперамента, характера, личности ребенка приводит к депривации (крайнему ограничению) базовых потребностей в эмоциональном контакте, признании, самовыражении, самореализации и утверждении собственного — Я. Суммируя выше сказанное, следует обратить внимание на точку зрения, которая предвидит взаимосвязь характера и ключевого переживания, как ключа к замку. Это подтверждают и частые случаи соединения характерологических особенностей и неблагоприятных ситуаций, в формировании клинической картины невроза. Так, что можно считать, что если при выраженном стрессе формирование невроза возможно у любого ребенка, то и характер и его форма зависит не столько от патогенного фактора, сколько от индивидуальной склонности.

Психическая травматизация.

Психическая травма, как психологическое понятие включает в себя осознанное восприятие определенных индивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие более или менее длительного состояния аффекта, либо психического состояния с негативным эмоциональным полюсом. Следует понимать, что патогенное действие вызывает не само по себе внешнее влияние, а ее значимость для ребенка, локализуясь, таким образом, внутри индивида. Психическая травма не всегда обусловлена или предопределена внешними неблагоприятными событиями, так в подростковом возрасте она сопровождается тягостными болезненными переживаниями, которые относятся к смене собственного — Я. Психическая травма – это одновременно объективный и субъективный феномен: объективный, поскольку отображает общечеловеческий регистр (перечень) переживаний, а субъективный, потому что переживания носят индивидуальный, личностный характер. В механизме возникновения неврозов выделяют истинную, патопластиную и случайную, запускающую психотравму. Первая, хроническая, специфическая для данной личности. Ребенок, который страдает от чувства беспомощности, особенно чувствителен к патогенным факторам, которые унижают чувство его личного достоинства. Самая универсальная и самая патогенная психотравма, когда ребенок чувствует трудности в детском саду и дома, не находя компенсации и понимания. Невроз запускается непосредственно острой психотравмой, она всегда «сотрясающая».

Первое место среди причин психических травм в детском возрасте занимает утрата близких – приблизительно 40% среди больных неврозом.

Второе место занимают испуг и болезни близких, при чем в группе больных истерией – конфликты между близкими и испуг, у больных неврозом навязчивых состояний – конфликты между близкими и в равной степени испуг и межличностный конфликт. Развод родителей тоже глубокая психическая травма, особенно для детей в возрасте до 15 лет.

Психическая травма не всегда известна и иногда не проявляется в поведении, особенно у детей с импрессивным характером эмоционального реагирования, кроме того, далеко не всегда психическая травма сохраняется в памяти, в последующие годы, так срабатывает защитный механизм вытеснения психотравмирующих действий. Доминирующая роль в формировании невроза имеет хроническая форма травматизации, нередко дополняемая острыми психическими травмами.

Проблема адаптации.

 

Пребывание ребенка в школе, детском саду, больнице – это все события к которым детям достаточно трудно приспособиться. Пребывание в саду предвидит разлуку с матерью, как объектом эмоциональной безопасности, появлению новых, незнакомых взрослых и детей, и все это – достаточные изменения в жизни маленького человека. Под действием этих факторов в детском саду не смогли адаптироваться 70% мальчиков и 51% девочек. Большие трудности во время привыкания к новым обстоятельствам в этом возрасте имеют мальчики, что обусловлено их более сильной привязанностью к маме. Госпитализация травмирующе влияет на 60% детей младшего дошкольного возраста. Причинами формирования невротического состояния при госпитализации есть те же факторы, что и при помещении ребенка в детский сад, кроме того определенную роль в возникновении «больничного» невроза играет отношение обслуживающего персонала, который не всегда берет во внимание особенности ребенка. Более травматично проходит госпитализация детей с последующим развитием невроза страха и истерического невроза. Подобное действие часто имеет и раннее помещение ребенка в санаторий и лагерь. В первый час пребывания в детском саду состояние аффекта возникает у 44% детей, что в дальнейшем может привести к неврозу. В первую очередь, это относится к эмоционально чувствительным, впечатлительным детям, которые имеют тревожную зависимость от матерей и невротически обусловленные проблемы с питанием и дневным сном. С возрастом способность к адаптации улучшается, что приводит заметно к меньшему количеству плохо адаптированных детей в школе (26%).

 

(продолжение  следует)                                                

Запись опубликована в Понедельник, 09 Апр 2012 в 00:42, рубрика - Детские неврозы.
Вы можете подписаться на RSS 2.0 или оставить trackback.

  • РЕКЛАМА

Комментарий будет первым.

Комментировать

top.gigmir.net TOP 100 Счетчик тИЦ и PR