Конфликт детей с родителями.

Он  значительно   менее  выражен,  чем  конфликт  родителей  с  детьми.  Можно  даже  сказать,  что больные   неврозом   дети  не  питают  устойчивых  отрицательных,  тем  более,   негативных  или  враждебных   чувств,    к  родителям.  Сам  факт  невротического  заболевания  показывает, что  оно  в  немалой  степени  является  следствием   невозможности  или  неспособности  психики  ребенка    противостоять  действию   психогенных,  стрессовых  по  своей  природе,  факторов  в  семье.  Протестные  и  конфликтные  формы   поведения   предотвращают  в  известной  мере  накопление   отрицательных   эмоций   (чувств беспокойства,  обиды  и  др.)  посредством  их  отреагирования.  Невозможность  этого  в  силу  различных  причин,  в  том  числе из-за  развитых  нравственно – этических  чувств   (совестливости,   чувства вины,  и др.),  способствует   повышению  внутреннего  психического   напряжения,   вплоть   до    появления    болезненных  расстройств.

Формами   эмоционального   неприятия    отношения    родителей   у  детей  с   неврозами   являются   крик  и  плач  впервые  годы  жизни,  и  обида  в  последующие  годы.  Наиболее   болезненно   дети   с   неврозами  реагируют,  когда    их   не  ценят,  к  ним  относятся  пренебрежительно,  равнодушно,  когда  их  чувства  остаются  неразделенными,  а   потребность   быть   самим  собой    блокированной.      Конфликт   между   детьми.   Чем  больше  размеры   группы,  в  данном   случае семейной,  тем  больше  вероятность   появления   в ней   непринятых  и  изолированных    членов.  Подобная    социально  —  психологическая  тенденция  может  иметь место  в  семье,  где   двое   и   больше  детей.  Тогда  отрицательные  чувства  к   родителям   со  стороны  одного  из  обделенных  вниманием    детей    возмещаются  конфликтом   с    братом   или  сестрой,  позволяющим   эмоционально   отреагировать  возникающее  напряжение  и  недовольство  и  повысить   личную  значимость  в семье.

При   хронических  напряженных  отношениях  между  детьми   всегда   можно  отметить    эмоциональное  выделение  одного  из   них  со  стороны  родителей.  Другой  тогда  оказывается  в  изолированной  позиции  в  семье,  особенно  если  он  несговорчивый   и   упрямый,  с   точки   зрения  взрослых,   нежеланный  или  несоответствующий  по  полу.  При  прочих   равных  условиях  сибс-конфликт  чаще  встречается  у  детей,  родители  которых   обладают   гиперсоциальными   чертами  характера,  максималистски  и  нередко  излишне  требовательно  настроены  к  детям,  так  же,  как  и  у  родителей  с  истерическими  чертами   характера,  неспособных    эмоционально    ровно    и   адекватно   относиться   к   ним.

Каким  бы  ни  было  общение  между  детьми,  оно  позволяет  в   известной   мере  отреагировать   эмоции,  раскрыть   потребность  в   движении,  играх,  взаимодействии   со   сверстниками.  Вместе  с  тем  очевидно  отрицательное   воздействие   конфликта   между   детьми   на   формирование  их  личности.

В  результате  длительного  конфликта  у  членов  семьи  наблюдается  снижение  социальной  и  психологической  адаптации,  способности  к  совместной   деятельности.  Уровень  психологического  напряжения  в  семье   имеет  тенденцию  к  возрастанию,  причиняя   эмоциональные  нарушения,  невротические   реакции   ее  членов,   возникновения чувства  постоянной  тревоги  у  детей.

 

Особенности  воспитания.

Преобладающим   типом  воспитания   при    неврозах  будут  гиперопека   и  ограничивающий   контроль.  Обоим   родителям  свойственны  завышенные,  несоответствующие   реальным   возможностям   детей    требования,  наряду  с  их  непоследовательностью  и  противоречивостью.   У  детей  заболевающих   неврозами,  неудовлетворенными  часто  оказываются  потребности  в  индивидуально – адекватной    работе   и   любви, самораскрытии,   выявлении   своего   «Я», эмоциональном  и  двигательном  самовыражении. Сквозной   линией  в  отношении  к  детям  будет  их  неприятие   как   отсутствие  положительных  чувств  и  любви  со  стороны  одного  или  обоих  родителей.  Существует   риск   повышения   нервности   у  единственных  детей  ввиду   ее непроизвольной   передачи   со  стороны   взрослых.   Выделяется   понятие  «невроз   материнства»,   когда  материнская   забота   затемняет   рассудок;  в   страхе   мать   не  имеет  покоя  ни  днем,  ни   ночью.  Конфликты  родителей   по   поводу  воспитания,   психологический   отказ  матери   от  ребенка,   неровное  поведение   родителей    высоко   коррелируют   с   нарушениями  поведения   детей.   Если  ребенок   чувствует   любовь   и   поддержку,  его  развитие   происходит   в  атмосфере   безопасности   и   уверенности    в   себе.  Если  родители,  имеющие  собственные   невротические   потребности,    колеблясь   между  полным   одобрением,   идеализацией   ребенка   и   неодобрением,   чрезмерными   требованиями   и   ожиданиями   создают   в   семье   климат  тревоги,  то   правильное   развитие   ребенка    становится  невозможным.

Рассмотренные  негативные  факторы  воспитания  выглядят примерно   так:

1)непонимание  родителями  своеобразия  личностного  развития  детей

2)непринятие  их  индивидуальности;

3)несоответствие  требований  и  ожиданий  родителей  возможностям  и  потребностям  детей;

4)негибкость  в  отношениях с  детьми;

5)неравномерность  воспитания    в  разные   года  жизни   детей    (эффекты  родительской  депривации,  в  первые  годы  и  гиперопека   и  чрезмерный  контроль,  в  последующие);

6)непоследовательность  в  воспитании;

7)несогласованность   в  воспитании  между  родителями.

Другие  патогенные  факторы  воспитания  могут  быть  сгруппированы  так:

1)аффективность    и   неровность  в  отношениях  с  детьми;

2)тревожность;

3)феномен «привязывания» —  образование  эмоциональной  зависимости  детей  от  родителей;

4)феномен  «замены»   индивидуальности   ребенка   характерологически  и  невротически   измененным  образом  «Я»  родителей;

5)реактивно – защитный,  невротически   мотивированный  характер  взаимодействия  с  детьми;

6) излишняя  принципиальность  в  отношениях  с  детьми,  недоверие  их  опыту,  навязывание  своего  мнения  и  принижение   чувства   собственного   достоинства;

7)индуцирующее   воздействие   на   детей   патологии  родителей  при  помощи   механизмов  внушения,  «заражения»,  идентификации   и   привязанности.

Аномалии   семейного    воспитания,    которые     причиняют   неврозы,   можно  свести  к  четырем  формам – непринятия,   тревожно — мнительный,   гиперсоциального   и   эгоцентричного  воспитания.   При   воспитании,  в   форме     непринятия   у   ребенка    развивается   интрапунитивный   тип    реагирования   при   неудаче  — готовность   взять  вину  на  себя,  будучи   невиноватым,   при  тревожно  —  мнительном   воспитании  — снижена   самооценка   и   импунитивный

тип  реагирования  — во   всем   виноваты   обстоятельства,   при    эгоцентричном – завышена   самооценка    и   во  всем  винить  других.

(продолжение следует)

 

Запись опубликована в Среда, 16 Май 2012 в 23:35, рубрика - Детские неврозы.
Вы можете подписаться на RSS 2.0 или оставить trackback.

  • РЕКЛАМА

Комментарий будет первым.

Комментировать

top.gigmir.net TOP 100 Счетчик тИЦ и PR